« | Главная | »

А. Г. БАХ-ЛИЙМАНД (Род. 1901 г.)

Опубликовал Художник | 24 ноября 2012

Художник В. Уфимцев в своей книге «Говоря о себе» вспоминает о скромной выставке молодых в Омске в начале 1920-х годов и о ее «болельщиках». Среди них он выделяет Айно Бах, которая училась тогда в Омской художественной школе. К тому времени у нее уже был определенный профессиональный опыт (Бах посещала художественно-промышленную школу в Нарве), но она не спешила показывать свои работы и продолжала учиться.


Возвратившись в Эстонию в 1923 году, Бах поступила в Тартускую художественную школу «Паллас», в студию живописи Н. Трийка. В 1935 году она прошла курс графики у А. Ваабе. Оба этих мастера относились в то время к числу наиболее серьезных. Кругозор художницы расширило еще и путешествие в Германию и Францию. Столь долгое ученичество было прежде всего результатом редкостной требовательности к себе.

Биография Айно Бах-Лийманд тесно спаяна с историей становления советского эстонского изобразительного искусства. В 1940 году она начала преподавать в Государственной высшей художественной школе имени К. Мяги, в 1941 — эвакуировалась в Россию. Там коллеги избрали Бах первым ответственным секретарем Союза эстонских советских художников. Она была одним из самых деятельных организаторов и участников знаменательной в истории эстонского искусства выставки в Москве, посвященной 600-летию крестьянского восстания Юрьевой ночи.
В 1947 году за свои работы, представленные на этой выставке, художница получила премию. В послевоенное время она создавала образы своих современниц и героинь революции.

Читатель, не знакомый с работами Бах, может представить в своем воображении художника-бойца, страстного политического агитатора. А между тем речь идет о мастере лирического склада, склонного к душевному камерному разговору со зрителем. Впрочем, эта особенность присуща не только творчеству Бах, а составляет одну из самых привлекательных сторон эстонской художественной культуры нашего века, своего рода традицию национальной школы.
Современные, самые злободневные темы принято раскрывать через сопереживание художника и зрителя, их доверительный, «частный» диалог. Бах обращается не к зрителю вообще, неизвестной статистической «единице», а к своим друзьям, надеясь, что ее поймут и другие люди, что ее произведения окажутся близкими многим.

Среди работ Бах преобладают портреты близких ей людей. Ее произведения додержат простые мотивы жизни, казалось бы, тысячи раз запечатленные в искусстве. Она сознательно отстраняется от «громких слов», риторики, опасаясь впасть в фальшь. Но вот перед нами портрет художника Э. Йыесааре. Лицо с крупными простыми чертами выразительно уже само по себе — как скульптурный рельеф оно отчетливо «проступает» на плоскости листа. Игра света и тени вносит в изображение неясное беспокойство, мы начинаем понимать, что главным здесь было передать душевное волнение портретируемого, его собранность, целеустремленность. В определенной мере этот портрет героичен по своему звучанию.

В таких графических листах, как «Мальчик» (1938), «Мать с ребенком»* (1937), первое, что производит впечатление, — сложные сопоставления светлого и темного. Они придают холодной фактуре акватинты (разновидность офорта) живое волнение, делают поверхность листа подвижной, «дышащей». Еще не уяснив деталей композиции, мы проникаемся настроением нежной грусти. Движение линии, очень плавное, мягкое, заставляет нас неспешно следовать за ней. .Мальчик, по-взрослому серьезный, мать, устало и ласково склонившаяся над ребенком, — все эти извечные символы обретают человеческую теплоту и конкретность.

В графике Айно Бах мы часто встречаем задумчивых, обаятельных женщин, располагающих к беседе. Тонкая линия, строгий цвет — все это в полной гармонии с замыслом, с любовью воссоздаваемой ею атмосферой сосредоточенности, внутреннего созерцания. Художнице удавались и иные образы: мажорные, полные силы. И все-таки ее героини — мечтательницы. Графика Бах дала много ценных уроков молодым эстонским художникам 1950—1960-х годов

Литература: Б. Бернштейн Айно Бах. М., 1955.

Комментирование закрыто.