« | Главная | »

ДЕГО РИВЕРА (1886- 1957)

Опубликовал Художник | 24 Ноябрь 2012

Творческое наследие Диего Риверы представляется поистине грандиозным. За четыре десятилетия активной творческой деятельности выдающийся мексиканский художник создал несколько циклов монументальных фресковых и мозаичных росписей, покрывших более пяти тысяч кв. м стен общественных зданий. Это был гигантский труд, по объему не знающий себе равных, совершенный ради блага и славы .мексиканского народа.


Ривера воплощал в себе лучшие качества творца нашего столетия — дух борьбы, смелую дерзновенность н темперамент трибуна. Его искусство насыщено общественными идеями, обладает огромной силой агитационного воздействия.

Искусство Риверы поднялось на гребне волны мексиканской революции 1910—1917 голов. Классовая и политическая борьба в стране была тесно сплетена с отстаиванием национальной культурной самобытности. За это боролись лучшие представители мексиканской интеллигенции. Многие художники Мексики приняли участие в революционных боях. Победа революции придала мощную уверенность народным силам, а искусству — широкий общественный характер.

Отстаивая свою духовную независимость, мексиканская интеллигенция обратилась к изучению истоков национальной культуры — к наследию, которое оставили древние индейцы. Их предания, легенды, обычаи еще сохранились в памяти мексиканского народа.
Памятники искусства древних ацтеков и инков можно было увидеть повсюду. Это было живое прошлое народа, обладавшее колоссальным обаянием. Рнвера страстно увлекся им. Свою коллекцию древнего искусства он подарил Мексике. История Мексики и ее культура стали неисчерпаемым источником его творчества, предметом его философских размышлений и художественных оценок.

Чувство естественной сопричастности жизни народа было воспитано в художнике с детства. Его отец вел просветительскую деятельность, полную подвижничества. После переезда семьи в Мехико Рнвера учился в Академии Сан Карлос у профессора Ревуля — ученика Энгра. Любовь Риверы к графической линии, изящно отточенной, завершенной по своему характеру, несомненно явилась отдаленным отголоском энгровской традиции рисунка. В 1906 году Рнвера уезжает на пятнадцать лет в Европу, живет и работает в Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Англии и Италии. Однако он не теряет тесных связей со своей родиной, публикуя в мексиканской печати свои статьи о судьбах и задачах искусства, ведет переписку, устраивает выставку своих работ. Только с возвращением на родину в 1921 году Рнвера обретает, наконец, свой яркий художественный стиль и получает возможность реализовать свое призвание монументалиста.

В 1922 году по инициативе Риверы и его друга Сикейроса организуется Синдикат революционных художников. Ривера участвует в разработке программы его деятельности. С этого времени начинается упорный труд — создание монументальных росписей. которые позволяли художнику обратиться со своими идеями к широким народным массам, участвовать в деле духовного преображения народа. Ривера работает для Сельскохозяйственной школы в Чапинго, получает заказ на оформление патио — внутреннего двора министерства просвещения, с тех пор носящего название Двора Труда.

Росписи отличает эпическое начало, достигнутое основополагающей ролью ритма, и пластическая емкость образов. Дар обобщения чувствуется в предпочтении типизирующего начала при создании образа, в нахождении наиболее законченных форм профессиональных движений, слаженных и красивых в своем пластическом проявлении. Такова фреска «Сахарный завод».

Удивительной красоты исполнена фреска «Спуск в шахту», где блестяще решена задача показа кругового движения в пространстве, медленного втягивания в шахту человеческих фигур. Последней фреске Ривера придал несколько мрачный оттенок, подчеркивая в шахтерах как бы обреченность на труд. Труд трактуется им и как героическое усилие, проявление профессионального мастерства и как угнетение, тяжелая неизбежность.

Тем не менее искусство Риверы до самых глубин наполнено оптимизмом.
Огромный интерес художника к национальному своеобразию быта, обычаев его народа особенно ярко проявился в цикле фресок так называемого Двора Празднеств в том же министерстве просвещения. Расположенные на внутренних стенах галереи и видимые сквозь пролеты арок, композиции созданы с учетом дальней точки зрения. Они отличаются ясным лаконизмом построения, гармоничностью и лиризмом.

Чтобы добиться максимальной краткости художественного языка, Ривера допускает мудрую упрощенность форм, которая в чем-то смыкается с народным лубком и оказывается схожа с древней мексиканской скульптурой. В 1927 году Ривера был приглашен в Москву на празднование 10-летия Октябрьской революции. Он пробыл в России несколько месяцев, участвовал в дискуссиях с художниками, увлеченно работал.

По возвращении он приступает к выполнению двух важнейших заказов — на росписи дворца Кортеса в Куэрнаваке и Национального дворца в Мехико. Оба цикла были посвящены истории Мексики. Последний был закончен в 1950 году. В них Ривера дал широкую историческую панораму народной жизни, начиная с завоевания Мексики Кортесом. Фрески поражают множеством отраженных в них событий, количеством деталей. Это обилие лиц и ситуаций в композициях, кажущихся перегруженными, создает образ насыщенной событиями истории, ее драматического развития. Ривера использует несколько точек зрения, совмещает разномасштабные планы, отказывается от перспективы, вводя полные новизны приемы в решение монументальной фрески. Основная идея росписей дворца Кортеса воплощена во фреске, где торжествует Эмилиано Сапата, вождь мексиканской революции, у ног которого лежит поверженный Кортес, воплощая крах сил угнетения, рабства и жестокости.

Росписи Риверы в Национальном дворце, этом чтимом всем мексиканским народом историческом мемориале, отражают историю борьбы Мексики за свою независимость, завершившуюся революцией 1910—1917 годов. Показ событий мексиканской революции переплетается здесь с изображением борьбы русских рабочих. Ривера видит судьбу своего народа неразрывно связанной с судьбою международного пролетариата. Цикл он завершает изображением Карла Маркса, указывающего на город коммунистического будущего. Творчество Риверы тесно связано с его политической и общественной деятельностью. Он был членом Центрального Комитета Коммунистической партии Мексики, в 50-е годы — председателем Общества мексикано-советской дружбы. Его заслуги в борьбе за мир были отмечены Международной премией мира.

Последними его замечательными декоративными работами были Синтетическая роспись фасада Театра инсургентов в Мехико, подводная роспись и мозаика бассейна Лер- мо и гигантские барельефы стадиона Университетского городка, поражающие богатством декоративного решения, великолепием сочных красок.
Ривера по праву может считаться одним из самых крупных и оригинальных мастеров XX столетия.
Литература: Л. Жадова. Монументальная живопись Мексики. М., 1965.

Комментирование закрыто.