« | Главная | »

Е. Ф. БЕЛАШОВА (1906-1971)

Опубликовал Художник | 24 ноября 2012

«Искусство всегда обращено к сердцу человека, делая яснее его разум, — писала в одном из писем скульптор Белашова. — Через сердце раскрываются разуму наиболее глубокие, тонкие стороны жизни человека, природы…» В своем творчестве она постоянно искала путь к сердцу зрителя, стремясь к раскрытию поэтического начала, заложенного в самом человеке.


Екатерина Федоровна Белашова родилась в Петербурге. Детство ее было нелегким; живя в деревне еще девочкой, она познала все тяготы крестьянского труда, а в 11 лет была отдана в няньки. Поступление в 1924 году в Ленинградский художественно-промышленный техникум, а затем в Академию художеств определило жизненный и творческий путь Белашовой. С неизменной благодарностью она вспоминала своих учителей В. В. Лишева, Р. Р. Баха, В. Л. Симонова. Но ее жизнь как художника, само видение жизни, взгляды на искусство сложились под влиянием крупнейшего скульптора и педагога Александра Терентьевича Матвеева. Прежде всего личным творчеством убеждал он своих учеников, что значит раскрытие идеи пластическими средствами, что такое высокая культура ведения работы и что натура — только начало сочинения будущего произведения.

Белашова в решении своих творческих задач опиралась на то, что дал ей Матвеев, и соединяла это с умением видеть жизнь в ее развитии и новых формах. В 1933 году художница переезжает в Москву. Ее ранние произведения («Мужской портрет», 1934; «Девочка в матроске», 1939) еще несут на себе отпечаток некоторой этюдной незавершенности. Начинаются годы становления, поисков, открытий. Великая Отечественная война стала для Белашовой тем рубежом, когда она сама почувствовала, что сформировалась как художник, определила свою тему в искусстве. Характерна для этого времени скульптура «Непокоренная» (1943), в которой создан трагический и сильный образ русской женщины.

Более двадцати лет Белашова отдала работе над образом Пушкина. Обращаясь к различным периодам его жизни, она изображала и Пушкина-отрока, и Пушкина последних дней. В памятнике А. С. Пушкину для села Михайловского (1962) Белашова прежде всего искала средства, чтобы выразить то непосредственное единение человека и природы, которое составляло суть пушкинской поэзии того времени В портретах Пушкина Белашова идет от его внутреннего характера, от мира мыслей и чувств поэта, подчиняя форму задаче выражения тонких движений его души. Образ Пушкина был для скульптора воплощением поэтической чистоты, высокого горения души.

Белашову влекли к себе люди, полные душевной энергии, люди действия, чьи поступки способны определять явления, изменять их. В 1967 году Белашовой была присуждена Государственная премия за произведения под названием: «О человеке, изменяющем мир». Человек, изменяющий мир. — это творец прекрасного, это и Пушкин, и русская революционерка — Н. К. Крупская, и выдающийся советский режиссер А. Д. Попов, и героння-ком- сомолка Зоя Космодемьянская, чьи образы Белашова запечатлела в своей скульптуре. В произведениях лирического плана «Мечтание» (1957), «Моя дорогая» (1964) художница раскрыла глубоко возвышенное состояние познания красоты и поэзии жизни.

Может показаться странным, что Белашова, утверждавшая жизнь во всем, обращалась к работе над мемориальной скульптурой. В надгробных памятниках она как бы продолжала жизнь человека, в образной, символической трактовке открывала его идеалы, их бессмертие.
Значительным этапом в творчестве Белашовой стала работа над памятником-надгробием Сергею Васильевичу Герасимову. В этой работе Белашова шла от традиций русской мемориальной скульптуры и благодаря им подошла к новому типу памятника-символа, несущему идею продолжения живыми дела ушедших. В последние годы жизни Белашова совершила несколько поездок в Польшу, где начала собирать иконографический материал о Фридернке Шопене. Образ великого композитора, его потрясающая в своем величии и нежности музыка постоянно влекли к себе скульптора. В 1969 году она завершает работу над портретом Ф. Шопена*.

Одним из последних произведений Белашовой стала фигура Н. К. Крупской для памятника в Москве (1970). Это явилось завершением цикла портретов, горельефов, посвященных Крупской, чей образ волновал скульптора на протяжении многих лет. Необходимо отметить большую педагогическую деятельность Белашовой.

Она преподавала в Московском институте промышленного и декоративного искусства, была профессором Московского Высшего художественно-промышленного училища. Многие ее ученики ныне являются известными скульпторами. Народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, Белашова была крупным общественным деятелем. Много лет она была одним из секретарей правления Союза художников СССР, а в 1968 году была избрана председателем правления.

Белашова была художником живой, творческой фантазии. За что бы она не бралась — все приобретало лирическую окраску, остроту, возвышенность.

Литература: Е. Белашова. Альбом. М, 1972.

Комментирование закрыто.