« | Главная | »

А. Ф. ФОЙНИЦКИЙ (1886-1973)

Опубликовал Художник | 20 Ноябрь 2012

В этом году исполнилось 90 лет Старейший художник Советской Молдавии — Александр Федорович Фойницкий связан с развитием изобразительного искусства республики на протяжении более полувека.
К педагогической деятельности Фойницкого подготовило Одесское художественное училище, которое он закончил еще в 1912 году. События первой мировой войны, а затем гражданская война сравнительно надолго отодвинули его собственные художнические интересы. Самостоятельная творческая деятельность Фойницкого по существу началась после Великой Октябрьской революции.


Когда в 1924 году образовалась Молдавская автономная республика в составе Украинской ССР, он работал в Тирасполе учителем рисования и черчения в школе, а также был организатором и руководителем местной Студии живописи и рисунка. Первые работы — иллюстрации для букваря, к брошюрам и иной продукции для Молдавского книжного издательства 1920-х годов были исполнены Фойницким вместе с Тираспольскими художниками. Постепенно карандаш стал неизменным спутником художника, внимательно фиксирующего в своих зарисовках новостройки и другие достопримечательности города, наряду с многочисленными портретами рабочих-строителей, грузчиков на Днестре, учителей, пионеров.

Подобная изобразительная хроника представляла собой значительный интерес в качестве непосредственного репортажа о событиях, важных преобразованиях в жизни молодой республики. Среди предвоенных работ художника были и вполне законченные по композиции станковые акварели «Строительство театра в Тирасполе» (1935) и «Новый дом в Тирасполе» (1939), погибшие вместе с другими его произведениями в годы Великой Отечественной войны в разоренном фашистами Тираспольском художественном музее. С окончанием войны Фойницкий снова и снова, словно летописец, пристально следит за восстановлением родного города.

Среди работ этого периода наибольшую известность получила картина «На Днестре» (1947), изображающая широкий разлив реки, окутанной легкой дымкой раннего утра, теплоход, баржу у пристани, рабочих, занятых на отлогом берегу сортировкой бревен. Признание заслужил и «Автопортрет»* Фойницкого (1953), исполненный в сдержанной живописной манере. Внимание зрителя приковывает к себе немолодое, но полное энергии лицо художника, вклад которого в строительство новой культуры социалистической Молдавии измеряется не столько числом работ, сколько его воспитательной ролью, тем подвижническим, бескорыстным трудом и любовью к искусству, которые служат лучшим примером для подрастающих поколений.

Литература: М. Лифшиц. А. Ф. Фойницкий, Кишинев, 1955.

Комментирование закрыто.