« | Главная | »

У. М. ДЖАПАРИДЗЕ (Род. 1906 г.)

Опубликовал Художник | 20 Ноябрь 2012

Творчество Уча Малакиевича Джапаридзе богато и многогранно. Он работает и как живописец, и как график. Исполняет портреты своих современников, а также исторические портреты — изображения выдающихся представителей грузинской культуры прошлого. Джапаридзе — автор ряда станковых и монументальных картин на историко-революционную тему. Но, пожалуй, полнее всего своеобразие творческой личности художника раскрывается в небольших по размерам жанровых полотнах, посвященных жизни грузинской деревни, Горной Раче — родине художника.


Уча Джапаридзе родился в селе Гари, находящемся всего в нескольких километрах от Они — центра Горной Рачи. Его отец и старшие братья — педагоги, люди, известные своей культурно-просветительской деятельностью, не только помогли будущему художнику осознать свое истинное призвание, поддержав в намерении стать художником. Воспитав его в духе демократических традиций грузинского освободительного движения 2-й половины XIX века, в традициях любви и уважения к простому народу, они определили в какой- то мере круг творческих интересов Джапаридзе. Они же способствовали развитию в юноше трудолюбия и высокой требовательности к себе.

В 1922 году Джапаридзе приехал в Тбилиси, чтобы стать профессиональным художником, и поступил в Народную художественную студию М. Тоидзе. В 1924 году его рисунки впервые были опубликованы, а живописные работы экспонировались на выставке. Тогда же он поступает в только что открытую Тифлисскую Академию художеств, где учится с перерывом до 1931 года. Но связь Джапаридзе с родным селом ни в малой степени не ослабла. Вынужденный из-за смерти отца прервать на несколько лет занятия в Академии, Джапаридзе работает учителем рисования в Они. Именно тогда, вероятно, он особенно остро и глубоко ощутил свою связь с этим уголком земли, с удивительно красочной и нежной природой Рачи, с ее людьми, необыкновенное трудолюбие которых вошло в поговорку, чей облик — неповторимо характерен, а бытовой уклад сохранил многие прекрасные обычаи старины.

С этого времени жизнь родного села стала главной, если не единственной, темой его жанровых картин. Жанры Джапаридзе очень своеобразны. В них нет ни занимательного рассказа, ни сложного, увлекательного сюжета. Они сдержанны, монументальны, лиричны. В лучших из них — философские размышления о жизни, ее красоте и доброте. Действие вынесено в природу. В нем участвуют один-два, максимум три человека. Многофигурные композиции появляются редко. Так же редко художник воспроизводит в своих работах внешние приметы современности, обычно люди даны наедине с природой, с ее величием и спокойствием, на фоне гор, домиков селений или древних башен. Дыхание времени заключено в самом настроении, в лирическом подтексте каждой сцены, в силе переживания и взаимопонимания героев, высоком сознании своего достоинства, благородстве облика. Все жанровые работы объединяет своеобразие подхода к изобразительному мотиву — сочетание удивительной непритязательности, жизненной и национальной конкретности с глубоким типическим обобщением; удивительная внутренняя сосредоточенность.

Картины близки и по живописно- композиционному строю. Спокойные, величавые фигуры людей всегда расположены в центре полотна. Острохарактерный силуэт очень лаконичен. Горизонт — опущен. Это придает строгость, истинную монументальность, значительность изображениям. Сдержанный ритм неторопливых, скупых, даже торжественных движений усиливает ощущение внутренней сосредоточенности. Но общность приема исполнения не снижает индивидуальной выразительности каждой сцены. Гармония дружбы, сердечного взаимопонимания двух старых, проживших большую жизнь людей определяет эмоциональный настрой в картине «Друзья юности» (1938). Погружена в свои беспокойные думы, увлекшие ее далеко от того родника, к которому она пришла за водой, женщина в композиции «Думы матери» (1945). Теплым юмором согреты образы персонажей картин «Интересная беседа»* (1951), «Продавец вина» (1951), «Угощение черешнями» (1948). Дать обобщающее определение специфических особенностей портретного творчества У. М. Джапаридзе — труднее.

Кроме живописных, он создал очень большое количество графических портретов, исполненных в самых разнообразных техниках (акварель, гуашь, карандаш, пастель, уголь, автолитография и т. д.). Выразительные возможности каждой учитывались и использовались в работе. Однако главная причина многообразия портретных решений — стремление наиболее полно и остро передать индивидуальную выразительность образа, его неповторимую самобытность. Для раскрытия каждого художник ищет и обычно находит единственный, подходящий только для данного случая прием, используя выразительные возможности то легкой растушевки углем или карандашом, то графически четкого рисунка, то мягкую бархатистость пастели и т. д.

И все-таки можно выявить качество, присущее если не всем, то большинству портретов Джапаридзе. Во всех своих моделях художник умеет увидеть и выявить творческое начало, богатство духовной жизни, тонкость чувства и переживания. Наряду с камерными, в основном лирическими произведениями художник создал монументальное полотно большого общественного звучания «Первомайская демонстрация в Тифлисе в 1901 году» (темпера, 1939—1941). Художественная деятельность Джапаридзе не ограничивается только сферой творчества. Он долгие годы преподает в Тбилисской Академии художеств и воспитал не одно поколение грузинских художников. Джапаридзе — народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР.

Литература: И. Урушадзе. У. Джапаридзе. Тбилиси. 1558.

Комментирование закрыто.