« | Главная | »

Художник интерьеров

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

Свою деятельность в качестве художника интерьера Бакст продолжал довольно долго. По воспоминаниям современников известно, что Бакст оформлял некоторые интерьеры в Англии и часто декорировал помещения, которые Дягилев снимал для проведения спектаклей своей антрепризы. Об одном из таких случаев, происшедшем во время гастролей в Англии, упоминает Тамара Карсавина в своих записках: «Леди Ритон переделала бальный зал в своем доме в небольшой, но очень уютный театр; Бакст оформил его в своих излюбленных тонах — голубом и зеленом. Он был первым, кто осмелился соединить эти краски на сцене. С тех пор «голубой Бакст» стал необычайно моден».

Можно заметить, что Бакст обращает внимание, прежде всего на цветовое решение интерьера, а не на необычную организацию пространства — для признанного мастера-колориста, художника, не имевшего архитектурной практики, это естественно. Позже на характер интерьеров влиял опыт театральной практики, привычка работать с традиционным единым и нерасчлененным сценическим пространством. Отсюда же и основные принципы оформления интерьеров Бакста — театрализация, стилизация. Это объясняется и характером его дарования и типом оформляемых им интерьеров, наделенных особым, приподнятым настроением, — театр, выставка, залы для балов и маскарадов.

Уделяя внимание живописи и оформлению интерьеров, Бакст не менее интенсивно продолжает работать в других жанрах. Растущая популярность делает Бакста желанным сотрудником в редакциях многих журналов, а его работы воспроизводятся в самых различных изданиях — и в совсем незаметном «Севере», и в популярнейшей «Ниве», и в «Солнце России», «Аполлоне», «Весах», «Золотом руне». Сотрудничество в двух последних журналах было вызвано пе только известностью графики Бакста, но и близостью его к символистам.

Неоднократно указывалось на воздействие, оказанное «Миром искусства» на культуру книгоиздательства в России. Графическая манера «мирискусников», мастерство исполнения, высокая культура художников предопределили успех их оформительской деятельности. За короткое время меняется облик книги: художник становится необходим для издания любого типа — популярного, художественного, научного — знак того, что издательское и типографское дело готовы были воспринять новые черты оформления.

Система оформления книги, принятая Бакстом, была такой же, как и у остальных «мирискусников»: несколько иллюстраций на отдельном листе, заставки и концовки к каждой главе. Иллюстрации сопровождают, поясняют текст, заставки и концовки играют роль отступлений. В одном из писем к Брюсову Бакст словно набрасывает макет будущей книги: «Д.С.Мережковский сообщил мне, что Вы не прочь издать «Дафниса и Хлою» в его переводе с моими иллюстрациями.

Думаю, следовало бы сделать две-три большие иллюстрации и штук десять-двенадцать заставок и концовок и, конечно, обложку». Однако книг, оформленных Бакстом, немного, и его книжная графика не отличается существенным образом от журнальной.

Комментирование закрыто.