« | Главная | »

Сатира в творчестве художника

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

Следует коснуться сотрудничества Бакста в сатирических журналах первой русской революции. Бакст работает в журнале «Зритель» и, как многие художники «Мира искусства», принимает участие в «Жупеле» — самом известном из журналов 1905 года. Руководимый художником 3.И.Гржебиным, «Жупел» объединил вокруг себя многих видных художников, в том числе и Б. И. Анисфельда, И. Я. Билибина, И. Э. Грабаря, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере, А.П. Остроумову-Лебедеву, К.А. Сомова, В.А. Серова, П.Е. Щербова. Журнал должен был стать своего рода русским «Симплициссимусом». Эта близость к изданию, до тех пор запрещенному в России, декларировалась в первом же номере журнала: «Сотрудники «Жупела» через головы русской полиции шлют привет своим талантливым товарищам из «Симплициссимуса», доныне не амнистированного русской полицией». Бакст в основном занимался общим оформлением журнала. Он высоко оценивает атмосферу энтузиазма, гражданственности, царящую в редакции.

Приглашая Бенуа вернуться из Парижа в Петербург, он пишет: «Не смейся над моим увлечением, но я вижу en realit? вокруг «Жупела» то, чего недоставало вокруг Сережи и «Мира искусства»; все горели, и никто ничего не делал; а в «Жупеле» все горят, и все лихорадочно работают… Приезжай, милый, и работай среди нас»19. Захваченный общим порывом, увлекающийся Бакст все же не смог глубоко понять революцию.

«Мы тогда революцию не воспринимали еще как борьбу класса против класса, а как борьбу «всего народа» против самодержавного строя», — позже писал Евгений Лансере. Бакст готов в случае необходимости стать редактором журнала, но вместе с тем хотел бы придать ему несколько иное направление.

Даже «Жупел», выделяющийся на фоне остальных журналов своим высоким художественным уровнем, кажется ему слишком далеко отошедшим от проблем собственно искусства. «Если Гржебина посадят в тюрьму за его рисунок, то я охотно приму редакторство и выведу «Жупел» из тины политических карикатур на чудную, богатую художественными исканиями дорогу чисто социального и чисто художественного, но fors?ment (поневоле) современного и ? outrance (до крайности) рисунка, картины».

Сатирическую линию в творчестве художника, порожденную участием в революционных изданиях, можно проследить в дальнейших работах для журнала «Сатирикон» (рисунки цикла «Гримасы»).

В станковой живописи Бакста 1900-х годов по-прежнему центральное место занимает портрет, жанр, к которому остальные «мирискусники», за исключением Серова и Сомова, обращались редко.

Комментирование закрыто.