« | Главная | »

Влияние Сомова

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

В серии графических портретов, созданной Бакстом в 1906 году, используется сомовская схема портрета, в которой все внимание сосредоточивалось на лице, и лишь легким абрисом намечалась фигура. «Хотел того Сомов или нет, но его концепция портрета, несомненно, полностью вписывается в концепцию портрета модерна. Портрет-маска показывает грань менаду личностью и миром явлений, как бы ставит воздушную преграду между зрителем и героем. Портрет-маска — это символ личности, тождество знаменования и скрывания, в котором только и возможно постижение человека». Бакст разрабатывает эту схему как уже найденный другим готовый образец, чувствуя, что она отвечает существующему стилю, но использует ее, может быть, еще менее сознательно, чем Сомов. Сомовский портрет шире, человек в нем предстает лишь в одном из своих образов, скрывая предполагаемые другие, и тем самым истолковывается многозначно.

Бакст воспринимает систему Сомова прежде всего как формальную схему исполнения. Его привлекает контраст детализированной проработки и контура, художник прекрасно чувствует эффектность такого противопоставления и большие возможности этого портретного принципа. Серия новых портретов продолжает ранние работы Бакста, нисколько не противореча им внутренне. В них нет отказа от характеристики, присутствует большая наблюдательность, которой отличался Бакст. Портреты не воспринимались им полностью как портрет-маска — Бакст не отказывается от изображения жеста, некоторые из портретируемых даны в трехчетвертном повороте — такой прием подчеркивает объемное построение и обычно дает намек на конкретное окружающее пространство.

Все работы исполнены карандашом, подцвечены. Для подцветки употребляются, часто в комбинации, уголь, мел, сангина, цветные карандаши. Сложная техника в портрете Андрея Белого (1905) — белый и красный мел на светло-коричневом картоне, белила, синяя и зеленая гуашь — была рассчитана на создание повышенного декоративного эффекта. Нервные удлиненные штрихи, переплетение цветных линий должны были создавать впечатление повышенной экспрессивности образа.

Комментирование закрыто.