« | Главная | »

Умница Бакст

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

«Рыжий румяный умеренный умница Бакст… отказался меня писать просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза; этот экстаз хотел он приколоть, как бабочку булавкою, к своему полотну; для этого он привозил из «Мира искусства» пронырливого Нувеля, съевшего десять собак по части умения оживлять: прикладыванием «вопросов искусства», как скальпеля, к обнаженному нерву; для оживления сажалась и Гиппиус; от этого я начинал страдать до раскрытия зубного нерва, хватаясь за щеку; лицо оживлялось гримасами орангутанга, гримасами боли, а хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался к ним, схватившись за кисть; после каждого сеанса я выносил ощущение: Бакст сломал челюсть; так я и вышел: со сломанной челюстью; мое позорище (по Баксту — «шедевр») поздней вывесили на выставке «Мир искусства», и Сергей Яблоновский из «Русского слова» вскричал: «Стоит взглянуть на портрет, чтобы понять, что за птица Андрей Белый!» Портрет кричал о том, что я декадент; хорошо, что он куда-то канул; вторая, более известная репродукция меня Бакстом, агитировала за то, что я не нервнобольной, а усатый мужчина».

Второй из упомянутых здесь портретов Андрея Белого (Государственный Литературный музей, Москва) был исполнен в следующем, 1906 году по заказу издателя журнала «Золотое руно» II.П. Рябушинского и предназначался для собрания портретов известных деятелей культуры в редакции журнала.

Приглашение Бакста для подобной работы наряду с Врубелем, которому был заказан портрет Валерия Брюсова, и Серовым, исполнившим портрет Бальмонта, ставило Бакста в ряд крупнейших русских художников. Однако поверхностный подход к изображению одного из наиболее интересных и оригинальных русских символистов, преувеличенное гротескное заострение изобразительных приемов в первом из портретов и, в отличие от него, подчеркнуто сдержанный, конкретный характер второго не дают углубленной характеристики и, несмотря на столь различный подход и манеру исполнения, оставляют ощущение довольно внешнего суждения о портретируемом.

В портретах этой серии, изображающих в основном художников, присутствует внутренняя значимость, подчеркнуты артистизм модели, роль творца.

Комментирование закрыто.