« | Главная | »

Портреты Льва Бакста

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

Бакст никогда не стремился к глубокому психологическому портрету. Его работы довольно поверхностны, характеристика немногозначна. Общий строй портрета создается позой, жестом портретируемого; удачно схватывается внешность, заостряются характерные черты. При своем равнодушии к психологизму и интересу к декоративности Бакст добился наибольшего успеха в области парадного портрета. Большая серия женских парадных портретов 1900-х годов доставила ему репутацию признанного мастера, сделала модным портретистом.

В парадном портрете Бакст едва ли не совсем отказывается от изображения человека в среде. Художник избегает повышенной цветности, цветовая гамма сдержанна и изысканна, иногда портреты почти монохромны и композиционно строятся на сопоставлении темных п светлых пятен. Портреты, как правило, большого размера, часто встречается поколенное изображение на нейтральном, абстрактном фоне. Поза подчеркнуто репрезентативна. Обычная для портретов точка зрения снизу усиливает ощущение значительности; фигура всегда приближена к зрителю.

Продолжая во многом традиции салонного парадного портрета, Бакст выработал своего рода стереотип парадного портрета, и наряду с портретами значительными в его творчестве можно встретить много работ среднего качества. В портретах Бакста внимание сосредоточено не на анализе душевного состояния, главным образом он заботится о надлежащем оформлении модели. В парадных портретах Бакста нет стилизации под прошедшие эпохи, они подчеркнуто современны — это люди сегодняшнего дня, проникнутые сиюминутной радостью наслаждения жизнью.
Изображая человека нескрываемо позирующим, Бакст представляет его персонажем, играющим определенную роль. Отсюда театрализованность — портрет становится сценой, подмостками, на которые человек выходит в той роли, в какой он хочет предстать перед публикой.

В портрете З.Н. Гиппиус в мужском костюме (1906, ГТГ) манера рисунка, поза, костюм подчеркивают красоту и экстравагантность модели. Артистизм владения техникой находит здесь свое полное выражение. Жирная диагональная штриховка, тонкая растушевка черного карандаша, свободные штрихи мелом в рисунке жабо и манжет воспроизводят фактуру бархата, шелка.

Желтоватая бумага, мел, приобретающий на ней тонкий розовато-сиреневый оттенок, черные линии карандаша, рыжий цвет волос — рисунок эффектен и красив. «Великолепным и дерзко-выразительным» назвал его Сергей Маковский.

Театрализация в портретах не была только прихотью Бакста. Игра, стилизация чрезвычайно характерны для эпохи. «Это был стиль времени: слышимые и ощущаемые толчки землетрясения внушали многим мысль, что весь блестящий расцвет русского искусства начала XX века при несомненной честности труда и мастерства участников — создателей, художников, поэтов, музыкантов, артистов — является великолепной декорацией жизни, сама жизнь декоративной, а поведение людей — театральным лицедейством».

Комментирование закрыто.