« | Главная | »

Елизавета Николаевна Званцева

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

Елизавета Николаевна Званцева — художница, учившаяся в Петербургской Академии художеств у П.П. Чистякова и И.Е. Репина, а затем в Париже в академиях Жюльена и Коларосси. Вернувшись в Россию, она оставила занятия живописью и решила открыть частную студию, поддерживающую — новые художественные течения. В качестве преподавателей предполагалось приглашать известных передовых художников. По примеру академии Жюльена, студия должна была предоставить учащимся значительную творческую свободу.
Таким образом, в 1906 году в Петербурге в числе многочисленных, ранее существовавших частных студий живописи и рисунка появилась еще одна. Для преподавания рисунка в школу был приглашен М.В. Добужинский, а для преподавания живописи — Бакст.

Выбор преподавателей, казалось, целиком включал школу и сферу влияния объединения «Мир искусства» и ориентировал ее па живописные принципы конца 1890-х — начала 1900-х годов. Однако студия на самом деле была обращена к новейшим течениям современного искусства и не была подвержена воздействию академизма, «Мира искусства» или импрессионизма, которым увлекалось тогда большинство частных школ.

Бакст, практически целиком определявший направление школы, решительно придает ей левый уклон, ориентируя на французские новые течения, прежде всего на фовизм. Оценить значительность и жизненность современного французского искусства Бакст смог значительно раньше многих своих современников. Это не удивительно, если вспомнить его всегдашнюю чуткость ко всем явлениям современной жизни.

Но, даже чувствуя и понимая всю закономерность и своевременность его возникновения, воздавая должное многим приемам этого направления, Бакст не мог сделать их органическими для своего собственного творчества. Но своих учеников он пытается приблизить к выразительным средствам современного искусства. Преподавание отличалось широтой подхода. Бакст уважал творческие способности ученика, готов был принять любые внутренне оправданные способы и средства выражения.

Учение основывалось не на подражании готовым образцам, но на следовании нескольким основным принципам. Прежде всего, это внимание к цвету; интенсивность и насыщенность цвета, густая пастозная живопись, интерес к соотношению тонов — вот характерные признаки работ учеников школы Званцевой.

Для того чтобы более верно выявить тоновые отношения, ученики в основном работали планами, предельно обобщая форму, избегая передачи пространственных отношений. Вопросы композиции, передачи пространства стояли на втором месте. «Собственно говоря, кроме радости для глаза, мы и не искали ничего другого. Цвет, а за ним уже форма, линия, а там свет и композиция.

Мы учились не думать, а только видеть», — вспоминал один из учеников. Допуская в работах учеников самые резкие и непривычные для традиционной школы цветовые сочетания, Пакет требовал, прежде всего, точных цветовых отношений. «Бакст стремился своих учеников приучить к упрощению форм и к наибольшему отходу от фотографирования природы. Он постоянно твердил о лапидарности в искусстве п о необходимости вырабатывать каждому художнику свой характерный стиль».

Ученикам предоставлялась большая самостоятельность. «Бакст учил так, как иногда учили плавать, бросая в воду и предоставляя выкарабкиваться самому. Он умышленно не давал никаких готовых образцов для подражания… Натурщиков ставили по соглашению и всегда на ярких фонах. Красивых натурщиков не любили, так как они давали мало простора для выявления характерных черт. Натуру выбирали за характерность, за значительность силуэта»

Комментирование закрыто.