« | Главная | »

Преподавание Бакста

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

Широта взглядов Бакста, его искреннее увлечение школой делали его уважаемым и любимым преподавателем, «многие молодые души тянулись к нему, как голодные к хлебу». Марк Шагал, также учившийся в школе Званцевой, писал впоследствии: «Бакст повернул мою жизнь в другую сторону. Я вечно буду помнить этого человека».
Тем не менее, нельзя сказать, чтобы школа, объявившая войну всякому эпигонству, отличалась решительной последовательностью. Дело не только в том, что требования и идеи преподавания противоречили собственным художественным принципам и собственному творчеству Бакста и намерения школы обгоняли деятельность учителя.

Для Бакста — преподавателя характерно смешение увлечений живописными принципами фовизма с идеями модерна о синтезе искусств, союзе живописи с архитектурой п противопоставление школ художников современному индивидуализму, в чем можно видеть отзвук идей символистов о соборности искусства. «Те формы, какие принимает сегодня живопись, указывают, что ей необходимы директивы большого родственного искусства…

Архитектура даст живописи те большие плоскости серьезного строгого камня, которые будущая живопись сроднит со своими величавыми, простыми, синтетически переданными образами. Камень стен и скульптур… поставит новую живопись лицом к лицу с грандиозным, монументальным; с человеком, как цветком природы, но не человеком, давящим природу, как он понят нашими отцами.

И, конечно, с такими стремлениями я не вижу предприимчивых, по одиноких художников. Я вижу впереди фаланги ищущих школы художников», — писал Бакст.

Комментирование закрыто.