« | Главная | »

Театр

Опубликовал Художник | 4 февраля 2009

При всей многогранности склонностей и интересов «мирискусников» театр занимает в их деятельности наиболее важное, можно даже сказать, определяющее место. И поэтому здесь стоит вернуться назад, к самому началу театральной деятельности объединения. Каждый из художников «Мира искусства» — с детства поклонник театра. Это увлечение накладывает отпечаток на деятельность каждого из них; театрализация пронизывает все творчество художников новейшего времени.

Игра, фантастика — черты, столь характерные для искусства рубежа веков, — подводят к театру, где эти качества узаконены, необходимы, где стилизация, воскрешение забытых эпох обоснованы (а это обоснование еще очень важно для «мирискусников», творчество которых часто всецело основано на сказке, по которым необходима какая-то реальная деталь в этой сказке, одновременно придающая ей особую остроту и вместе с тем словно оправдывающая своей реальностью фантастику целого).

В представлении человека этого времени театральностью охвачено не только искусство, но и сама жизнь — вечная игра, непрестанный спектакль, где каждый играет свою роль, иногда сознательно меняя маски, а чаще зачарованно подчиняясь руке кукольника-судьбы, ведущего людей-марионеток. Искусство, отмеченное общей тенденцией театральности, становится единым целым, не разделенным на жанры (смещение обычных жанровых рамок, возможно, является следствием этого представления).

Кажется, что в театре — области, соединяющей многие искусства, — можно достичь столь давно желаемого единства, синтеза искусств. Подобно тому, как идеалом времени становится художник универсального типа, так и театральное действие словно воплощает идеал слияния искусств. Жизнь, искусство, театр смыкаются в представлении о мире как вечной игре.
Наиболее полно свое выражение творчество художников «Мира искусства» находит в театре музыкальном. «То невыразимое, неуловимое, что пытается выразить теперешняя литература, подчиняясь кричащим потребностям современного духа, должно найти и найдет, по всей вероятности, свое осуществление в балете, как и во всякой другой области такого же смутного и условного характера», — пишет Сомову Нувель.

Увлечение музыкой с самого начала отличало членов кружка. Собственно, это по просто увлеченность — эта область им наиболее близка. Далеко не случайно, что одним из наиболее активных членов общества был музыковед А.П. Нурок, основанные которым «Вечера современной музыки» сыграли весьма значительную роль в музыкальной жизни России начала XX века. Журнал «Мир искусства» существенное место отводит вопросам музыки.

Недавно появившуюся книгу «Александр Бенуа и музыка» можно рассматривать пе только как свидетельство широты взглядов и увлечений главы «мирискусников», но и как характеристику направления всего кружка. Более того, и сам кружок оказывает влияние на отдельных музыкантов, балетмейстеров — знакомству с А.Н. Бенуа и его друзьями был обязан М.Фокин окончательным становлением принципов балетной реформы.

Рассматривая творческую эволюцию одного из значительнейших композиторов современности Игоря Стравинского, нельзя пе отметить, что при сближении с кружком «Мир искусства» молодой композитор нашел чуткую и внимательную среду, способную не только воспринять, но и активно стимулировать и направлять его творческие искания.
Однако, несмотря на стремление работать в театре, возможности «мирискусников» долгое время были ограничены — дирекция казенных театров опасалась слишком решительных перемен. Музыкальный театр на рубеже веков, казалось, не был затронут никакими новыми веяниями. Язык балета будто застыл и своей академической завершенности и неподвижности.

Предельная условность была словно навечно задана оперному или балетному спектаклю, но этот род условности не имел ничего общего с символистской условностью современного драматического театра и литературы. Нигде роль традиций не была так шишка.

Это был замкнутый мир, со своими законами, где никого не шокировали декорации и костюмы, переходящие из одного спектакля в другой и отмеченные весьма относительной исторической правдоподобностью. Эта замкнутость лишь усугублялась отношением широкой публики и критики к балету как к весьма несерьезному, развлекательному, окраинному явлению искусства, стоящему в стороне от современных проблем.

Комментирование закрыто.