« | Главная | »

Декарации Бакста

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

Новизна декорационных принципов Бакста состоит именно в колористическом решении, а не в организации сценического пространства — в балете оно и должно было оставаться традиционным. Сосредоточенность на цветовом решении спектакля, подчинение всех его частей декоративному оформлению приводили к тому, что живопись приобретала подчас главенствующую роль.
За 1909-1914 годы Бакст оформил двенадцать спектаклей дягилевской антрепризы. Слава его достигла апогея: в 1914 году он удостоился высокой для художника награды — ордена Почетного легиона. На родине же Бакст, несмотря на свою известность, оставался просто евреем, которому в силу закона о черте оседлости было предписано покинуть Петербург. «…Это был позор для страны, которую я пытался изо всех моих сил прославить в целом мире», — с горечью говорил Бакст. Несмотря на то, что в результате всеобщих протестов это распоряжение было отменено, Бакст навсегда оставляет Россию.

Его деятельность за границей не связана исключительно с Дягилевым. Успех Бакста — оформителя спектаклей «Русских сезонов» в Париже, в которых была особо отмечена необычайная продуманность и декоративность костюмов, побудил владельцев домов мод обратиться к нему с заказами на эскизы костюмов. Таким образом, состоялось знакомство Бакста с фирмой Пакен, и началась совместная работа с тогдашним диктатором мод Пуаре, положившая начало долгому сотрудничеству этого владельца дома мод с известными художниками, среди которых оказались Рауль Дюфи, Сопя Делоне, Жан-Луи Буссенго. Позже Бакст и сам собирался открыть нечто подобное такому дому мод; сохранился его проект создания творческо-производственной мастерской бытовых и театральных костюмов.

Для России такого рода сфера приложения художественного дарования была еще довольно непривычна, и обращение Бакста к моделированию вызвало некоторое удивление публики по поводу его «странного» и «малопонятного» интереса к обыденным вещам — одежде. «Уже это сочетание художника с законодателем мод должно навести на весьма грустные мысли. Можно ли, например, представить Репина или другого истинного художника в виде галантного кавалера, изготовляющего фасоны дамского наряда по заказу портного?» — недоумевал один из газетных репортеров.

Комментирование закрыто.