« | Главная | »

Оформление балетом Лвом Бакстом

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

Романтические балеты, оформленные Бакстом («Карнавал», «Видение розы», «Бабочки»), были в меньшей степени признаны и, тем не менее, являются немаловажной частью театральных работ Бакста и еще раз позволяют оценить разнообразие его парований.
Сюжеты балетов воспроизводили тему карнавала, мир масок, близкий и привычный для станковых работ «мирискусников». Оформление этих балетов не могло дать места живописному размаху и требовало тонкой стилизации. Эскизы костюмов напоминали фарфоровые статуэтки. Во время спектакля фигуры в белых одеждах стиля бидермейер возникали на фоне темно-синего занавеса, украшенного лилиями, — орнаментальным мотивом модерна. Этот орнамент, и музыка, и костюмы становятся словно; символами двух времен, объединенных сходным миросозерцанием.

Слаженность деятельности балетмейстера, художника, артистов создавали сильное впечатление, не воспроизводимое при возобновлении спектаклей. Эти же качества обрекают на провал всякую попытку полностью представить зрелище, восхитившее когда-то парижскую публику. На основании свидетельств современников, эскизов декораций и костюмов, зарисовок, записей и высказываний художников можно лишь пробовать судить о намерениях, пытаться восстановить общие принципы, которыми руководствовался художник или балетмейстер. Баксту принадлежит заслуга создания живописного спектакля.

Декоративное искусство Бакста было высшей точкой первого периода балетов, но и его же завершением. Искомый синтез искусства в это время осуществлялся при руководящей роли живописи, то есть был основан не на внутренней связи и единстве, а на оформляющем звене, что не могло придать целому прочность и истинность.
Эта неравноценность и даже иногда разноречивость компонентов спектакля усугублялась еще и тем, что Фокин, с которым в основном работал Бакст, часто использовал для своих постановок симфонические произведения композиторов XIX века, внутреннее содержание которых часто противоречило художественному языку постановок.

Работа художника с композиторами, подобная сотрудничеству «мирискусников» со Стравинским во время постановки его первых балетов, заключавшаяся в «выработке общей эстетической программы, определяющей не только сюжет и его детали, но замысел в целом и даже черты музыкальной концепции», не слишком часто выпадала Баксту.

Комментирование закрыто.