« | Главная | »

Первая мировая война и Лев Бакст

Опубликовал Художник | 4 февраля 2009

Первая мировая война прервала спектакли «Русских сезонов». Бакст, живший эти годы в Швейцарии, оказался отрезанным от Дягилева и его труппы. Только в 1917 году их сотрудничество возобновилось. Но в «Русских балетах» уже четко обозначились те перемены, которые лишь намечались до войны. Ведущими художниками балетов становятся Пикассо, Брак, Матисс, Дерен, Гончарова, Ларионов. Бакст пытался приспособиться к новому курсу еще при оформлении балетов Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» и «Игры», но полностью это ему не удалось. После 1914 года Бакст все реже выступает в качестве декоратора дягилевской антрепризы.

В 1917 году он работает над балетом «Веселые женщины» и начинает оформление постановки «Волшебная лавка», сюжетом повторяющей старую «Фею кукол». Но внезапно Дягилев передает этот заказ Дерену. Последней работой Бакста, сделанной для антрепризы, было оформление балета «Спящая красавица». Дягилев задумал восстановить блестящую постановку Петипа. В рисунках к этому балету Бакст обращается к рококо.

В то же время Бакст выполняет декорации к опере Стравинского «Мавра», но опять работа передается другому художнику — Сюрважу. А так как Баксту даже не заплатили за его эскизы, он возбудил дело о возмещении гонорара. В результате решения суда Дягилев был ограничен в использовании декораций Бакста.

Более чем двадцатилетние дружеские отношения были прерваны окончательно. Это было чувствительно для обоих: слишком многое их связывало — первые выставки, редакция «Мира искусства», начало «Русских сезонов». Бакст оставался едва ли не единственным из старого петербургского кружка, продолжавшим еще сотрудничать с Дягилевым.

В последние годы своей жизни Бакст работает во Франции и Америке, пишет портреты, оформляет спектакли театров «Гранд-Опера», «Мишель» и труппы Иды Рубинштейн, выступает как либреттист. Но слава его уже пережита, успех сопутствует другим художникам. Возникают новые принципы оформления, в сценографии зарождается интерес к архитектурной, объемной конструкции на сцене. Бакст выглядит «бесконечно запоздалым отзвуком 1900 года».

Комментирование закрыто.