« | Главная | »

Творчество Бакста

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

Обращаясь к творчеству Бакста, нельзя не поразиться многообразию и разносторонности его дарования. В его художественном наследии мы находим живописные и графические произведения, проекты монументальных росписей, оформление интерьеров, эскизы одежды и, конечно, самое главное – его театрально-декорационные работы. В деятельности Бакста ярко выражено стремление к прикладному, оформительскому искусству, почти дизайну. При разрешении своей основной творческой задачи — создания единой среды для человека (будь то в жилом интерьере или в сценическом пространстве) — у Бакста берет верх тенденция оформительства, цель достигается чисто живописными средствами, создается зрительное единство, но не возникает синтеза, основанного на равноценности всех компонентов.

Станковое начало остается присущим всему творчеству Бакста — и журнальной графике и театральным работам. Ранее уже говорилось о самостоятельности эскизов костюмов. По своему орнаментальному характеру, организации листа, трактовке драпировок они принадлежат к одним из интереснейших графических достижений модерна. Театральная графика служит поводом для создания станковых графических произведений — один жанр служит исходной точкой для другого, между ними нет четкой границы. Так, оформление балета «Фея кукол» привело к созданию гуашей, посвященных Петербургу 1850-х годов, цикл символических античных пейзажей развивал темы театральных работ, а после успеха балета «Шехеразада» была создана серия произведений на восточные темы, многие из которых (например, серия «Султанши») ничем не отличаются по стилистике от эскизов театральных костюмов.

Стараясь уловить дух времени, Бакст приобретает подвижность манеры, тяга к новым веяниям приводит его от создания картин и рисунков, напоминающих работы К. Маковского, к «Миру искусства», определяет его преподавательскую деятельность, влияет на театральные работы (например, в эскизах к «Мавре» ощутимо воздействие Гончаровой). Но Бакст никогда не обгоняет свое время. Его творческая эволюция — от элемента жанровости в картине к парадному репрезентативному портрету, а в живописном отношении — нарастающая плоскостность построения, увеличение роли силуэта, «монохромный период», а затем многоцветность театральных работ — показательна и характерна для общих тенденций русской живописи конца XIX — начала XX века.

Тяготение к новейшим направлениям искусства в какой-то степени выделяет Бакста среди других «мирискусников», творчество которых отмечено подчеркнутым ретроспективизмом. «Два течения господствуют в настоящую минуту в искусстве. Одно — раболепно ретроспективное, другое, враждебное ему, футуристическое, горизонты которого далеко впереди, в оценке потомства… Первое течение тянет нас назад, к предкам… второе рушит все старое и готовит почву для будущего искусства, которое будет оценено нашими правнуками… Когда же мы отучимся от этой гибельной манеры пренебрегать, презирать, а главное, не замечать минуту настоящую, сегодняшнюю, которая и есть реальная жизнь?» — писал Бакст.

«Более других мечтателей о прошлом он мечтает о будущем, угадывая в нем то, что освободит живопись от раздробленности нашего времени и от разобщенности красоты и жизни, — уверенное обладание художественной формой, принципом гармоничности и прочности искусства». Дар колориста, мастерство, владение техникой и свобода в выборе манеры всегда отличали Бакста. И хотя им часто управляет какое-то движение, чье-то влияние, его работы всегда выделяются прекрасным техническим умением, вкусом и способностью собственной интерпретации темы.

Комментирование закрыто.