« | Главная | »

Вит Ствош

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

Раздел посвящен творчеству выдающегося скульптора XV-XVI веков Вита Ствоша, лучшие произведения которого были созданы в Польше. Разносторонний художник, превосходный живописец и график, он вошел в мировое искусство своим главным творением — скульптурными композициями грандиозного резного алтаря Мариацкого собора в Кракове. Вступительная статья рассказывает о жизни и творчестве этого мастера.
Вит Ствош — немецкий скульптор, чьи лучшие годы и лучшие работы были отданы Польше. И хронологически и стилистически он должен быть отнесен к поздней готике. Однако в творчестве Ствоша явственно выступают и приметы нового, гуманистического отношения к миру, которые, несомненно, позволяют считать его предшественником искусства Возрождения в Польше.

По сей день существуют разногласия по поводу написания имени и фамилии художника. Орфография в средние века была зыбкой и неопределенной, писарь писал так, как слышал, да и сам Ствош подписывался по-разному. С середины прошлого века, когда возник интерес к алтарю Мариацкого костела и к его автору, в польском искусствознании утвердилось преимущественно написание Вит Ствош.

Достоверных сведений о годе рождения Ствоша не сохранилось. Весь архив его родного города сгорел во времена Тридцатилетней войны. Точно известно, что он умер в 1544 году, и было ему тогда около 90 лет. Сопоставляя отдельные факты и исторические документы, исследователи полагают, что он родился не раньше 1440 и не позже 1448 года. В 1952 году в краковском архиве был обнаружен документ, из которого стало ясно, что скульптор родом из Хорба — небольшого старинного города-крепости на юге Германии, в Швабии.

По-видимому, закончив учебу, Ствош поселился в Нюрнберге — городе, издавна имевшем самые разнообразные и весьма оживленные контакты с Краковом. К тридцати годам Ствош уже пользовался славой выдающегося мастера, и именно к нему обратился городской совет Кракова с просьбой выполнить новый алтарь для кафедрального собора в Кракове. Город понравился мастеру. В 1477 году он отказывается от гражданства Нюрнберга и переселяется в Краков. С этого года вехи жизни и творчества Ствоша получают документальное подтверждение, этим годом начинается краковский период его славной деятельности, продлившийся без малого два десятилетия (1477-1496).

В том же, 1477 году 25 мая Ствош начинает работу над алтарем. Работа, видимо, спорилась. В 1481 году Ствош уже приобретает собственный дом, что на Посольской улице. В 1483 году городской совет Кракова освобождает его от всяких податей и налогов в знак признательности «за уже выполненную работу при Мариацком алтаре и за предстоящую в будущем», с оговоркой, что отныне Ствош при этом совете станет консультантом по делам строительства в городе. Это свидетельствует о недюжинных способностях мастера и в области архитектуры, хотя документальные сведения сохранились лишь о двух примерах строительной практики Ствоша: постройка собственного дома и возведение моста через реку Редницу. Известно, что к Ствошу нередко обращались за советами и проектами отделки интерьеров в домах шляхты и городского патрициата.

В 1484 году Вит Ствош избирается старшиной цеха скульпторов (впоследствии он еще трижды возглавлял этот цех — в 1489, 1491 и 1495 годах).

Комментирование закрыто.