« Жизненные неудачи Вит Своша | Главная | Вит Ствош »
Творческие успехи Своша
Опубликовал Художник | 4 февраля 2009
25 июля 1489 года заканчивается многолетний труд над Мариацким алтарем, Почти одновременно городские хроники фиксируют завершение целого ряда работ, выполненных Ствошем, среди которых горельеф «Христос в саду» для кладбища при Мариацком костеле. В 1491 году Ствош создает огромное каменное распятие, и поныне венчающее боковой неф Мариацкого костела.
В 1492 году Елизавета Австрийская, вдова короля Казимежа Ягеллона, поручает Ствошу создание королевской гробницы в кафедральном соборе на Вавеле. Эта «высочайшая милость» — свидетельство авторитета скульптора и всеобщего признания его таланта. Мастер — в зените славы, он становится законодателем художественной жизни Польши. Заказы следуют один за другим. В последующие годы Ствош выполняет такие монументальные работы, как надгробия примаса Збигнева Олесницкого в соборе в Гнезно и епископа Петра Бнинского в соборе во Влоцлавеке.
В 1496 году Ствош переезжает в Нюрнберг и вновь принимает его гражданство. Этот год заканчивает краковский период жизни Ствоша, период вдохновенного творчества, признания и славы, и открывает второй этап, нюрнбергский, вдвое больший по продолжительности, но неизмеримо менее плодотворный.
В этом же году Ствоша успевает догнать последний заказ из Кракова — надгробие ученого-гуманиста Каллимаха для доминиканского костела, где только что были погребены его останки.
Переезд в Нюрнберг оказался роковым для Ствоша. Вражда, недоброжелательство, козни торгашей и завистников, не простивших мастеру его таланта и славы, мешают творчеству. Ствоша начинают преследовать несчастья.
Спустя всего лишь полгода после переезда умирает жена. Вдовец остается с большой семьей — восемь детей требуют внимания и ухода. Но он не прекращает своих занятий скульптурой. Для церкви св. Зебальда он выполняет целый цикл работ: три каменных рельефа «Страсти господни», две деревянные фигуры — Христос и Богоматерь, а также распятие из дерева по личному заказу купца Павла Фолькамера. В течение трех лет Ствош трудится над большим алтарем для приходской церкви в Шваце, в Северном Тироле (от которого сохранились лишь две фигуры).
Мастер еще полон сил и энергии, и, кажется, ничто не предвещает очередной беды. Но она уже на пороге.
В 1499 году он совершает самый опрометчивый шаг в своей жизни: соблазнившись уговорами богатого купца Якуба Банера, Ствош решается пустить в оборот свои сбережения.
Комментирование закрыто.