« | Главная | »

Жизненные неудачи Вит Своша

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

В 1500 году для ведения коммерческих дел Ствош вручает крупную сумму купцу Гансу Старцеделю, рекомендованному Банером. Вскоре Старцедель обанкротился и бежал из Нюрнберга. Пытаясь спасти все свое состояние, Ствош подделал вексель на имя Банера, Обман раскрылся, и Ствошу пришлось укрыться в монастыре. Когда однажды Ствош опрометчиво покинул свое безопасное убежище, он был пойман, взят под стражу и предстал перед городским судом. За подобные проступки приговор средневекового судилища мог быть только один — сожжение на костре.

Спас Ствоша его зять, Георг Труммер, обратившись к могущественным заступникам. В результате их вмешательства казнь была заменена публичным клеймением. Палач всенародно выжег позорное клеймо на щеках Ствоша — это означало лишение гражданской чести, наносило сокрушительный удар безупречной репутации мастера, ставя его в один ряд с отверженными, с отщепенцами средневекового общества: палачами, могильщиками, нищими бродягами, ловцами бездомных собак. О дальнейшей деятельности мастера в прежнем масштабе не могло быть и речи. Кроме того, Ствоша вынудили дать присягу — без позволения городского совета не покидать Нюрнберга до конца жизни.

Положение Ствоша еще более осложнялось поведением все того же зятя. Укрывшись у своего брата в Мюннерштадте, Георг Труммер обрушил оттуда поток посланий с протестами против приговора городского суда по отношению к Ствошу. А вскоре от угроз перешел к действию. Собрав шайку разбойников, он стал нападать на караваны нюрнбергских купцов и грабить их. Ствошу пришлось расплачиваться и за это.

Затравленный, униженный, ожесточенный, Ствош тайно бежит в Мюннерштадт, чтобы завершить работу над циклом живописных полотен для большого алтаря в тамошней приходской церкви (архитектурные и скульптурные работы были выполнены в 1492 году Тильманом Рименсшнейдером).

Из Мюннерштадта мастер все время обращается к городскому совету Нюрнберга за разрешением вернуться в город. Наконец, на его многочисленные просьбы отвечают согласием. Когда же в июне 1505 года Ствош возвращается в Нюрнберг, его на четыре недели заточают в тюрьму за нарушение присяги, заставив принести ее вновь. Да и материальный ущерб был нанесен непоправимый. Мастер изнемогает под тяжестью огромных судебных платежей, а мастерская разгромлена. Ни один подмастерье не соглашается работать у заклейменного мастера. Даже сын Станислав, тоже скульптор, последняя опора Ствоша, оставляет отца и переезжает в Краков.

По совету влиятельных друзей Ствош обращается за поддержкой к императору Максимилиану I. В 1506 году Ствош получает императорское помилование. Амнистия вернула мастеру все гражданские права, к великому неудовольствию городского совета Нюрнберга, запретившего Ствошу публично обнародовать «государеву милость». Ствош воспрянул духом. Городской патрициат вновь начинает обращаться к нему с многочисленными заказами вотивных скульптур, фигур святых и распятий.

Во время своего пребывания в Нюрнберге в 1512 году император Максимилиан поручает Ствошу создание нескольких бронзовых фигур для своей гробницы в Инсбруке.

Комментирование закрыто.