« | Главная | »

Живопись и скульптура Северной Европы в 15 веке.

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

Пятнадцатое столетие было сложной и противоречивой эпохой в истории искусства Северной Европы. В это время готика переживает процесс разрушения единства своего художественного идеала. Аристократическая рафинированность придворной культуры постепенно сменяется тяготением к реалистическим формам.

Развитие живописи и скульптуры Северной Европы той эпохи определило творчество нидерландских мастеров. Разумеется, это накопление элементов реализма шло еще в русле зрелой готики с ее спиритуализмом, пристрастием к натуралистической детализации и истерзанной человеческой плоти, обезображенной старостью, болезнью, духовными и физическими страданиями.
Творчество Вита Ствоша чрезвычайно ярко и точно отражает культуру той поры во всей ее противоречивости и сложности. Его искусство — это постоянный двойственный союз и равновесие двух начал: светского, воплощающего гуманистическое миропонимание Возрождения (что весьма существенно, ибо Польша, как и Северная Европа, не знала античности), и средневекового спиритуализма. Оттого и работы его, «ухватившиеся за край неба, но глубоко укоренившиеся в земле», обладают такой волнующей притягательностью.

Вит Ствош вслед за Ван Эйком имеет все права наследования великой реалистической традиции Джотто, ибо в центре его внимания всегда и, прежде всего, оказывается человек во всем богатстве проявлений своего внутреннего мира, во всем многообразии своих связей с миром внешним. И в этом смысле особое значение приобретает главная работа Ствоша, его «энциклопедия», — алтарь Мариацкого костела в Кракове.

В Кракове сохранилось немало первоклассных примеров и фресковой и станковой живописи XV века. Среди них такие шедевры, как фреска «Благовещение» в монастыре францисканцев, известные триптихи (живописный и скульптурный) св. Троицы из кафедрального собора на Вавеле, знаменитый «Триптих из Микушовиц» и другие.

Одаренных живописцев было в Кракове немало, а вот резчиков по дереву (они же скульпторы) городские акты в середине XV столетия насчитывают лишь десяток. Поэтому понятно приглашение скульптора Вита Ствоша из Нюрнберга.

Комментирование закрыто.