« | Главная | »

Алтарь краковского кафедрального Мариацкого костела

Опубликовал Художник | 4 февраля 2009

В 1442 году неожиданно рухнули своды пресвитерия краковского кафедрального Мариацкого костела. Погиб прежний алтарь. Горожане решили собрать средства, чтобы создать новый, который своим великолепием затмил бы все существовавшие до тех пор. Пожертвования дали необходимую сумму в размере 2808 флоринов (годовой бюджет Кракова).
Вит Ствош работал над алтарем в течение двенадцати лет вместе с большим коллективом местных польских мастеров: резчиков, живописцев, позолотчиков, столяров.

Приступая к работе над алтарем, Ствош должен был до мельчайших подробностей продумать, как будет включен алтарь в ансамбль интерьера. Необходимо было учитывать и особенности готической архитектуры (конструктивные, пластические) и необычайное колористическое богатство интерьера (витражи, росписи потолка и стен, узорная кирпичная кладка нервюр и потолка).

Приноравливая свою работу к среде, Ствош сумел в то же время избежать опасности «растворить» алтарь в его активном окружении. Точно найденная архитектоника целого, соразмерность пропорций и ритмов, умелая «оркестровка» цветовых пятен и пластических объемов — все это превращает алтарь, замыкающий главную ось собора, в доминирующий смысловой и художественный акцент всего интерьера. Ширина пресвитерия определила размеры алтаря с открытыми створками, которые мастер делает неподвижными, чтобы сохранить неизменной величину алтаря. Кроме того, Ствош навесил две подвижные створки.

Ими закрывается центральная часть алтаря (5,34 х 7,25 м). В целом алтарь — это огромное сооружение (11 х 13 м), смонтированное на каркасе из дубовых конструкций. Каждая фигура в центральной части высотой до трех метров вырезана из цельного ствола дерева (такой толщины могли быть лишь очень старые липы, насчитывавшие пятьсот лет).

Алтарь опирается на своего рода пьедестал, так называемую пределлу, с изображением генеалогического древа Христа и Марии. Завершает алтарь группа «Коронации Богоматери» с фигурами святых по бокам. Основой композиции алтаря послужили сюжеты из средневекового сборника легенд «Жизнь Христа и Марии». В самом расположении сюжетов была прямая функциональность: каждая сцена связана с важнейшими календарными датами праздников. В центральной сцене алтаря «Успение Марии» группа апостолов окружает Марию, готовую перешагнуть рубеж жизни и смерти. И тема, и трактовка композиции обычны для позднего средневековья.

В соответствии с канонической традицией Ствош дает не столько реальную сцену смерти, сколько ее символ. Он как бы разворачивает на глазах зрителя некое сценическое действо – и в этом, несомненно, явственно присутствует отголосок мистерий, столь популярных в средневековье (в народном фольклоре сохранившихся кое-где и по сей день). В центре — хрупкая фигура Марии, которую поддерживает крепкий бородач с натруженными руками, апостол Иаков. По сторонам располагаются апостолы.

Комментирование закрыто.