« | Главная | »

Перспектива в картинах

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

В соответствии с общепринятой средневековой традицией Ствош пользуется еще не линейной, а иерархической перспективой: персонажи, играющие заглавные роли, независимо от того, на каком месте застало их действие, крупнее, чем эпизодические. В изображениях интерьеров также тщетно было бы искать истинно правильной (по законам Возрождения) точки схода. Перспектива у Ствоша обычно обратная. Фоном неизменно оказывается небо: темно-синее, усеянное звездами, вне дня и ночи.

В этом Ствош также не нарушил традиции. Но, создавая свою «библию в картинках», Ствош сумел превратить ее в грандиозный эмоционально-документальный репортаж о жизни, быте и нравах Кракова XV столетия, свод сведений, который по сей день служит ценнейшим источником информации и для ученых и для художников. С большой симпатией Ствош изображает в рельефах пейзажи окрестностей Кракова, с живописными замками на отвесных скалах, с овцами, пасущимися на зеленых лугах, с пышными садами, огороженными заборами из заостренных досок, какие и сегодня можно встретить всюду в польских деревнях. С особой любовью, можно даже сказать, с завидной скрупулезностью ученого-естественника воспроизводит он разнообразные виды растений и цветов.

В рельефе «Христос в саду» он словно покрывает передний план сцены цветущим ковром, до удивления схожим со знаменитыми шпалерами из Арраса. Вполне вероятно, что Ствош, как и многие художники того времени, черпал эти познания не только из непосредственных наблюдений природы (в светских и монастырских садах выращивались лекарственные травы), но и из многочисленных трактатов о свойствах трав, имевших широкое хождение в средние века («О культуре садов», «О свойствах трав»). С той же внимательностью, подробно и точно воспроизводит Ствош животных, утварь, детали убранства комнат.

Комментирование закрыто.