« | Главная | »

Алтарь в Бамберге

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

Ни до, ни после Ствоша не нашлось в Центральной Европе мастера, который отважился бы воплотить такую многостороннюю теологическую программу в таких могучих монументальных формах. Сам мастер лишь дважды впоследствии обращался к созданию алтарной композиции для Шваца и Бамберга. К сожалению, сохранился только лишь последний.

Алтарь в Бамберге (1520-1523) вдвое уступает по размерам краковскому — высота его 3,5 метра, ширина 3 метра и работал над ним Ствош один, без помощников.
Если в Мариацком алтаре Ствош не использовал линейную перспективу, то никак не потому, что он ее не знал, а потому, что этот ренессансный принцип отображения жизни был совершенно несовместим с его творческим методом, еще полностью готическим.
В Бамбергском алтаре видно, какой огромный шаг навстречу Возрождению сделал мастер. Здесь присутствуют чисто ренессансные спокойствие, уравновешенность при тектонической конструктивности, ясность композиции. В рельефах — также ощутимые изменения. Ствош отказывается от иерархической перспективы.

Все фигуры (и одеяния на них) изображены с учетом их реальных пропорций, анатомического строения и конкретного движения. Некоторые сцены просто поразительны по мастерству исполнения и меткости деталей, и среди них первая, несомненно, «Бегство в Египет», своим простодушным и грубоватым юмором приближающая Ствоша к Питеру Брейгелю Мужицкому.

Комментирование закрыто.