« | Главная | »

Триптих из церкви св. Зебальда

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

Во многих отношениях переломным моментом стала для Ствоша работа над триптихом для церкви св. Зебальда, выполненным в камне (1525). Мастер обрел большую свободу композиции, стал более искусен в размещении масс на различных уровнях плоскостей. Центральная фигура больше не растворяется в пейзаже, который приобретает новую глубину пространственности. Особенно разительно сопоставление сцены «Взятие Христа под стражу» с той же сценой в Мариацком алтаре. Если там была некоторая разобщенность композиции, фактически состоящей из ряда не слишком связанных между собой сцен, то здесь мастеру удается объединить в единый композиционный узел три разновременных по легенде момента: Иуда целует Христа, стражник хватает его за руку, а другой набрасывает петлю на шею. Количество фигур, деталей и атрибутов сведено до минимума.

Монументальный лаконизм композиции и лапидарность трактовки производят сильнейшее впечатление, придавая зловещему смыслу сцены огромную напряженность и выразительность. Могучие тела стражников, как стервятники, кружат и вьются вокруг обреченной на насилие фигуры Христа, которая становится центральной не в силу религиозной идеи, а в силу глубокого человеческого переживания и высокого мастерства передачи его.

В триптихе из церкви св. Зебальда Ствош демонстрирует новое качество — интерес к пространству. Теперь он стремится передать его не иллюзорностью перехода скульптурного рельефа в живописный фон, а соразмерностью расположения масс, взаимодействием объема и плоскости.

Характерно, что с 1491 года Ствош избегает полихромии в своих скульптурных работах — еще одно подтверждение того, что мастера увлекает раздельное решение задач — пластических и живописных.

Естественным кажется и его стремление выйти за пределы двухмерного рельефа, попытка работать над круглой скульптурой. Нельзя сказать, что до той поры они были неудачны, однако из всей дошедшей до нас статуарной скульптуры основными вехами творчества Ствоша остаются две поздние (1507) фигуры святых — Андрея и Роха — и распятия, которые Ствош создавал на протяжении всей своей жизни.

Комментирование закрыто.