« | Главная | »

Творчество Вита Ствоша

Опубликовал Художник | 4 февраля 2009

Творчество Вита Ствоша — это вечный поиск, вечное недовольство достигнутым. Тщетны, да и нелепы были бы попытки назвать «мастера Вита» в числе первых представителей Северного Возрождения. При всем универсализме Ствоша он не может быть отнесен к кругу влияния могучего гения «северного Леонардо» — Дюрера. Ствош не может быть назван гуманистом не потому, что не знал латыни и писал с ошибками, а потому, что в целом система гуманистического мировоззрения осталась ему чужда. И только интуиция гениального художника определила поиски Ствошем правды жизни и ее отображения. Поэтому, хотя Ствош и пытается сохранить верность канонам средневекового мышления, которые, естественно, слишком прочно укоренились в нем, — всем своим творчеством он, однако, демонстрирует постоянные отступления от него в пользу реалистического, ренессансного мироощущения (а не мировоззрения как философско-эстетического строя мышления).
Последователи Ствоша оказались неспособны воспринять стиль великого мастера, скользя по поверхности его пластики. Не проникнув в ее суть, они смогли дать лишь стилизацию его почерка. Творчество Вита Ствоша одиноким и горделивым утесом возвышается среди искусства его современников на его родине, и на родине его гениального детища — Мариацкого алтаря.
Его сердце взял Краков,
словно яблоко с ветки.
И, никем не оплакан,
он пропал в Нюрнберге…

Комментирование закрыто.