« | Главная | »

Опубликовал Художник | 4 февраля 2009

В живописных работах Ствоша — четырех картинах для церкви в Мюннерштадте (1504) вновь та же идеалистическая основа, что и в его рельефах: та же двуплановость, та же недоведенная до конца соразмерность фигур, едва втискивающихся в тесное полупространство композиции, та же готическая, избегающая глубины перспектива, та же выразительность натуралистических деталей. Не будь здесь тщательной моделировки пластики фигур, считающейся со всеми тонкостями анатомического строения тела, и успокоенности движения складок одежд — можно было бы поддаться соблазну усомниться в датировке этих работ, отодвинув их ко времени создания Мариацкого алтаря.

Кажется, будто и не было вовсе живописи нидерландских мастеров и Дюрера, хотя с творчеством последнего в Мюннерштадтском цикле обнаруживается общее — в трактовке фрагментов композиции и отступлении от готических канонов. Трудно судить о живописном наследии Ствоша по четырем сохранившимся работам — циклу полотен для алтаря в Мюннерштадте. Однако и они приоткрывают завесу над творческой лабораторией художника.

В его живописи при всей первостепенное™ пластических проблем, несомненно, присутствующих в ней, все же нет характера той подсобности, которая есть в графике. Исходным моментом в работе над живописным полотном для мастера был объем, а не цвет, и форму он не моделирует цветом, а лепит пластикой света и тени (позволительно в связи с этим напомнить об одном из первых полотен Микеланджело «Святое семейство», где поставлены очень сходные задачи).

Оттого так спокоен колорит Ствоша, оттого он довольствуется лишь немногими, преимущественно локальными цветами. Композиции приобрели традиционно готическую ирреальность. Чистые, открытые краски в своей преднамеренной несогласованности создают символическое пространство для действа. И тем ближе они к заманчивому и загадочному миру драгоценных средневековых витражей. Это сравнение не случайно. Ствош принципиально немыслим вне синкретизма художественного мышления средневековья. Потому так неуловимы подчас в его творчестве границы разных жанров — скульптуры, живописи, графики.

Даже в гробнице короля Казимежа Ягеллона Ствош специально выбирает материал, дающий огромный живописный эффект. Гробница выполнена из красного зальцбургского мрамора, густо испещренного крупными белыми прожилками. Взаимодействие этих красочных пятен с фоном и с пластикой формы создает необычайно активную цветофактурную игру поверхности, которая, постоянно меняясь в зависимости от изменения точки осмотра, вновь приводит к слиянию пластического и живописного начал.

Комментирование закрыто.