« | Главная | »

Го Си — китайский художник-пейзажист

Опубликовал Художник | 3 Февраль 2009

Го Си — замечательный художник-пейзажист китайского средневековья — вошел в историю искусства как завершитель традиции монументального пейзажа X-XI веков. О жизни Го Си известно очень мало. Очевидно, он родился между 1020-1025 годами и умер до 1100 года. Вот что сообщает современник художника Го Жо-сюй, закончивший свои «Записки о живописи» в 1082 году:
«Го Си родом из уезда Вэнь в Хэяне. Ныне занимает должность наставника в искусстве в Императорском ведомстве Шу-юань. Пишет пейзажи зимнего леса. Картины его искусны и разнообразны, композиции — пространственно глубоки. Хотя он изучал и восхищался Ин-цю, но смог выразить свои собственные чувства. Огромные ширмы и высокие стены (с его росписями) намного сильнее (чем у предшественников). В нынешнем поколении он — единственный».

Другие источники мало что добавляют: все сходятся в а том, что Го Си учился у Ли Чэна, превзошел его, «создал свой стиль», что кисть его была «свободной», то есть художник беспрепятственно владел техникой, писал старые сосны, глубокие ущелья, высокие вершины, опоясанные облаками и вырастающие из тумана. Известно, что между 1078 и 1085 годами Го Си расписывал двенадцать больших ширм для даосского храма и что, несмотря на преклонный возраст, сила его кисти не ослабла. В старости он особенно любил делать степные росписи.

Дэн Чунь, автор «Записок о живописи» XII века, рассказывает, что однажды Го Си увидел выполненные на рельефе росписи одного мастера VIII века, в которых были использованы неровности стены. Го Си самому захотелось написать «рельефный» пейзаж. Он попросил не заглаживать штукатурку на стене строящегося здания и по непросохшей поверхности руками наметил план будущей росписи, используя выпуклости и впадины. Когда стена высохла, он расписал ее тушью и красками, и пейзаж выглядел будто «созданный самой природой».

Тот же автор с сожалением повествует о дальнейшей судьбе многих произведений Го Си: в начале XII века монументальные пейзажи Го Си вышли из моды, искусство стало камерным и интимным, предпочтение отдавалось художникам, писавшим цветы и птиц. Одним из свитков Го Си был просто покрыт стол, а работы художника, прежде украшавшие дворец, заменили новыми. Отец Дэн Чуня попросил отдать ему картины Го Си и получил на то высочайшее соизволение. И это все, что известно о жизни художника.

Сохранилось двенадцать свитков, которые традиция связывает с именем Го Си. Однако, по мнению специалистов, подлинными можно считать только три. С таким положением вещей мы сталкиваемся при изучении творчества каждого китайского художника IV-XIV веков. Оба свитка, приписываемых художнику IV века Гу Кай-чжи, считаются копиями сунского времени, то есть X-XIII веков. Не сохранилось ни одной подлинной картины великого мастера VIII века У Дао-цзы, но его слава была столь велика, что картины гравировались па камне.

Существовал некий стереотип его произведений, так что, сравнивая эстампы, сделанные с этих камней, и картины, написанные под влиянием манеры У Дао-цзы с сохранившимися описаниями его стиля, можно составить представление о творческом почерке художника. По свидетельству Ми Фэя, художника и теоретика XI века, из трехсот картин, связываемых с именем знаменитого пейзажиста Ли Чэна, жившего на полтораста лет раньше, подлинными были лишь две. Ма Юаню, пейзажисту конца XII — начала XIII века, приписывается несколько десятков свитков, среди них лишь единицы действительно принадлежат его кисти. Подобных примеров много.

Конечно, первое и главное объяснение причины существования малого количества подлинников — отдаленность времени. Почти тысячелетие отделяет нас от Го Си. Китай был страной деревянной архитектуры, и в опустошительных пожарах погибали и сами постройки, и картины, и книги, которые в них хранились. Да и материал живописи — шелк, бумага, тушь, водяные краски — очень недолговечен; шелк и бумага рвутся, тушь выцветает. Китайцы учитывали этот факт и с большой тщательностью берегли свитки. Кроме того, своеобразным способом сохранения драгоценных произведений искусства было их копирование — эстафета, которую передавали из поколения в поколение.

Уже в V веке знаменитый теоретик Се Хэ сформулировал шесть законов живописи, последний из которых содержал требование овладеть искусством копирования. Точное повторение старых образцов входило в систему обучения китайского художника.

Комментирование закрыто.