« | Главная | »

Наследие Го Си

Опубликовал Художник | 3 Февраль 2009

Итак, немногочисленные биографические сведения, двенадцать свитков и трактат — вот все, что сохранилось от Го Си. Это не много, но и совсем не мало для того, чтобы получить довольно ясное представление о личности художника и особенностях его творчества. Больше того, сама возможность изучать монографически искусство того или иного мастера китайского средневековья характеризует культуру этого времени и показывает ее отличие от эпохи средних веков в Европе, оставившей столь малое количество имен художников.

Исторические сочинения, философия, литература, трактаты о живописи и другие источники, в которых рассказывается об отдельных судьбах, позволяют представить некий стереотип человека той поры. Ведь в историю XI века вплетена и жизнь Го Си, вкусы столетия — и его вкусы, система образования — то, через что он прошел, новая школа философии определила и его взгляды. Истоки образной системы Го Си — во всей культурной традиции XI века.

Общий взгляд на культуру XI столетия нужен, с одной стороны, чтобы восполнить недостающее в биографии Го Си, с другой стороны, чтобы объяснить интереснейшее явление китайского средневековья — ярко выраженную индивидуальность творчества вообще и Го Си, в частности. Для понимания связей Го Си со своим временем важно выяснить, как соотносилось его искусство с искусством других мастеров, его современников, и какую оценку получало оно у зрителей — достойных ценителей его работ. Связь Го Си с предшественниками включает его, условно говоря, в определенную школу, конкретную традицию, которую он и завершил.

В 960 году в Китае была провозглашена власть дома Сунов, которая продолжалась до 1279 года. 1127 год — конец правления династии Северная Сун со столицей в городе Дунцзин (современный Кайфын) и начало Южно-сунской династии со столицей в городе Линьань (Ханчжоу). Территория Сунской империи была значительно меньше предшествующей Танской (618-907): земли к северу от Хуанхэ принадлежали кочевникам, которые постоянно угрожали Китаю; на западных границах беспокойным соседом было государство тангутов; территории к югу от бассейна Янцзы, которыми ранее владел танский Китай, не вошли в состав Сунской империи.

Время правления династии Тан, с ее экспансионистскими стремлениями и интересом к внешнему миру, было эпохой мощного созидания, когда китайская культура вбирала в себя массу влияний извне. Сложность ее в какой-то степени заключалась в большом количестве суммы слагаемых, в необходимости переварить, отобрать и включить в свою сферу чужеземное. Эпоха Сун — полный антипод Тан: мир на границах сохранялся ценой уступок и дани, внутренние проблемы стояли на первом месте. В моде — не чужеземное, а китайское. Чувство, воображение, рефлексия, интерес к прошлому — вот что отличает человека сунской поры. Сунцы открывают мир природы и благоговейно его исследуют, они переосмысляют древнюю философию и создают новое учение. X и XI столетия знамениты в истории Китая напряженной духовной жизнью, взрывом творческой энергии, соцветием талантов — философов, поэтов, художников.

Комментирование закрыто.