« | Главная | »

Больной Вакх

Опубликовал Художник | 3 Февраль 2009

Так называемый «Больной Вакх» долгое время считался «зеркальным» автопортретом художника, исполненным им во время болезни. Действительно, он не так безличен, как остальные. Болезненное состояние выражено не только в холодном колорите, создающем ощущение озноба, но и в изнеможенной позе юноши, бессильно сжимающего в руках блекло-зеленую кисть винограда. Другой «Вакх», относящийся к 1594 году, более зрелое произведение: этот простоватый, женоподобный юноша с пышным виноградным венком на голове изображен в образе античного божества. Его полуобнаженный торс мастерски написан светящимися, прозрачными тонами, почти без теней, так же как и сияющая белая одежда. Он тоже дан в зеркальном отражении, так как держит чашу с вином не в правой, а в левой руке, протягивая ее навстречу зрителю. Скудные и притушенные по цвету листья и фрукты в «Больном Вакхе» сменяются здесь богатым по краскам и формам натюрмортом.

Подобный же интерес к мертвой природе, на изображение которой, по словам маркиза Джустиниани, Караваджо тратил столько же мастерства и труда, как и на картину с фигурами, проявляется в одной из лучших картин его раннего периода — «Лютнисте». На темно-сером нейтральном фоне, прорезанном лучом света, пластично выделяется фигура юного музыканта в белой, ярко освещенной одежде. Лютня, скрипка, ваза с цветами и фрукты переданы предметно и ощутимо, хотя несколько сухо по колориту. Рука, перебирающая струны лютни, красива и изящна по форме.

Комментирование закрыто.