« | Главная | »

Фигурационное варьирование

Опубликовал Художник | 12 Сентябрь 2009

Несколько иное, более печальное настроение воплощено в прелюдии до-диез минор Щедрина. Но и там слушателя не покидает ощущение большой сдержанности, приглушенности лирического голоса:

Характерно, что автор не дает широкого мелодического развития, вслед за изложением темы начинается ее фигурационное варьирование.

Нет в пьесе и сколько-нибудь острой кульминации. Она однородна по эмоциональному тону.

Фортепианное изложение пьесы

Хрупкое, трогательно-нерешительное, грустное чувство передано в интермеццо из партиты Свиридова. Такому впечатлению способствует и фортепианное изложение пьесы: фактура сильно разрежена, а мелодия высоко парит над прозрачными, статичными аккордами.

Движение мелодии прерывается вопросительными репликами, словно безмятежное раздумье на миг омрачается тревожным воспоминанием. Дальнейшее развитие в пьесе может быть истол ковано как некая сцена на лоне природы, сопровождаемая звонким щелканьем соловьиных рулад. Но даже и здесь нет разлива чувств, нет интенсивного развития мелодии. Моменты просветленного созерцания, сосредоточенности человека на серьезных, важных мыслях запечатлены и в прелюдиях ми и си мажор Щедрина. Все в них будто полно таинственного ожидания. Спокойная рассудительность, уравновешенность проявляются и фуге ре мажор Щедрина. Многократно повторяемые секвентные ходы, ритмический рисунок, в котором выделяются мерно звучащие половинные длительности, придают музыке «степенный» характер.

Пьесы лирического склада

Среди пьес лирического склада встречаются и такие, в которых передана поэзия скорбных раздумий. В прелюдии Пирумова слышатся сдержанно-печальные реплики. Отголоски народных кавказских песен лишены в ней чувственной страстности, томности, столь свойственной восточному фольклору. Они сохраняют нежно печальный тон, придавая музыке черты некоторой отрешенности, ретроспективности:

Тема ля-минорной фуги Щедрина полна тепла, мягкости, ласковой приветливости. Развиваясь, она обнаруживает и иные стороны. Интонации становятся более напряженными, словно отражая какие-то неясные предчувствия, «трудные» думы:

Эпический лиризм

В произведениях, проникнутых мужественным, эпическим лиризмом, как и в других лирических пьесах, нет открытого, ярко эмоционального выражения чувств. Мерное остинатное движение гармонически напряженно звучащих «неумолимых» аккордов создает в хорале Бабаджаняна настороженно-фантастическую, суровую атмосферу:

В арии Галынина торжественный и скорбный колорит рождается плавной, важной поступью аккордов в партии левой руки, благодаря чему вся пьеса приобретает характер траурного:

Комментирование закрыто.