« | Главная | »

Чон Сон (1676—1759)

Опубликовал Художник | 24 Ноябрь 2012

В корейской живописи первой половины XVIII века ведущая роль принадлежит выдающемуся художнику-пейзажисту Чон Сону (Кёмджэ).
Родился он в семье обедневшего конфуцианского ученого. Настоящее имя его — Чон Сон, но едва ли не более он известен по псевдониму Кёмджэ, которым подписаны все его работы. Крупнейшие деятели корейской культуры Пак Чивон, Пак Чунвон, Ким Джосун н другие, в сочинениях которых сохранились биографические сведения о Чон Соне, отмечают, что он работал долго, до преклонных лет, когда им и были созданы лучшие произведения.


Ранние картины («Хижина в горах Лушань», «Зимний пейзаж») свидетельствуют о том, что художник был хорошо знаком с творчеством крупнейших китайских мастеров живописи и своих предшественников — корейских пейзажистов XV—XVII веков. В условиях культурной жизни Кореи рубежа XVII—XVIII веков, когда получили распространение идеи сирхак («за реальные знания»), естественным был отказ Чон Сона от традиционного прославления знаменитых местностей Китая и обращение к природе родной страны. Одна из первых известных нам картин Чон Сона, посвященная корейской природе, датирована 1734 годом. Это «Алмазные горы» из частного собрания в Сеуле. Отныне эта тема станет главной в творчестве художника.

К 50-м годам относятся лучшие произведения Чон Сона. Один из самых поэтичных пейзажей создан им в 1752 году — «Возвращение в дождь» (Пхеньянская художественная галерея)*. Написан он в мягкой, спокойной живописной манере. Широкая полоса дождя и тумана делит композицию на два плана. На переднем плане — дорога у реки, по ней верхом на ослике едет ученый, за ним бредет его слуга- мальчик. Чуть поодаль — черным пятном на светлом фоне выделен большой камень у дороги и поникший под дождем тамариск. Пейзаж на противоположном берегу реки, как бы возникающий в прорыве полосы дождя и тумана, подчеркивает глубину пространства. Видна набухшая от дождя, почерневшая земля, мокрые деревья и светлые контуры крыш домиков.

Кажется, именно такой уголок природы описан знаменитым корейским поэтом XVII века Юо Сондо: Исчезая и всплывая вновь.
Сквозь туман селенье показалось…
Кто волшебной кистью написал
Эту реку в дымке, эти скалы?
Как хорош камней замшелых ряд,
А над ним — серебряные ивы.

Великолепное владение линией и штрихом демонстрирует художник в знаменитых «Пике Хёль- ман», «Ущелье Манпхоктон». «Водопаде Девяти драконов», «Горном ландшафте»* бережно хранящихся в корейских собраниях. Есть работы Чон Сона и в Советском Союзе. В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого в Ленинграде экспонируется ширма, на восьми створках которой помешены пейзажи, выполненные Чон Соном. Это виды знаменитых Алмазных гор. Влияние Чон Сона на развитие корейского искусства было огромным. Его традиции в пейзаже развивали Чхве Бук, Ли Линсан, Ким Хондо и другие художники XVIII—XIX веков. Тот углубленный интерес к национальной культуре, который был характерен для Кореи XVIII века, получил яркое воплощение в картинах Чон Сона, создателя национального пейзажа в корейской живописи.

Литература: Корейское классическое искусство. Сб. статей М.. 1972.

Комментирование закрыто.