« | Главная | »

Р. П. БОННИНГТОН (1801-1828)

Опубликовал Художник | 24 Ноябрь 2012

В первой половине XIX века искусство пейзажа в Англии оказывает влияние на все развитие европейской живописи. Среди величайших английских мастеров пейзажа рядом с именами Констебла и Тёрнера занимает свое место Ричард Парке Боннингтон, который провел почти всю свою жизнь во Франции и чья судьба наиболее тесно связана с развитием французской живописной школы.


Родился Боннингтон в 1801 году в местечке Арнольде близ Ноттингема, где его мать содержала школу, а отец преподавал рисование. Когда мальчику исполнилось 15 лет, его семья перебралась во Францию, в Каэл Здесь Боннингтон учиться рисованию у француза Луи Франчиа, только что вернувшегося из Англии, где он двадцать лет работал бок о бок с самыми знаменитыми английскими акварелистами, объединившимися вокруг доктора Монро. Под руководством Франчиа мальчик осваивает виртуозную технику английской акварели, а также берет первые уроки литографии. Вскоре он переезжает в Париж, где посещает занятия в студии барона Гро, одного из родоначальников французского романтизма. Он также много работает самостоятельно в Лувре, где копирует пейзажи голландцев и фламандцев.

В это же время он знакомится с Эженом Делакруа. Это знакомство переросло в теснейшую дружбу, которая заметно отразилась на творчестве обоих художников. В 1822 году, когда Боннингтону исполняется 21 год, он впервые выставляется в парижском Салоне, где в это время картина Делакруа «Данте и Вергилий» вызывает целую сенсацию. В том же году художник предпринимает путешествие по северной Франции в поисках интересных пейзажных мотивов. В 1824 году выходят его первые литографии живописных видов.

За свои пейзажи Нормандии, выставленные в Салоне того же года, он наравне с Констеблем получает золотую медаль. Дружба Боннингтона с Делакруа крепнет, они становятся почти неразлучны, работают в одной мастерской, едут вместе в Англию. Под влиянием Боннингтона Делакруа берет сюжеты из Вальтера Скотта, а Боннингтон делает композиции на романтические литературные сюжеты. К этому времени талант Боннингтона полностью раскрывается. Он умеет передать неуловимые оттенки состояния природы, его живописи свойственна необычная свежесть и легкость исполнения. Картины Боннингтона обычно имеют небольшой формат, они написаны маслом или акварелью и изображают с большим поэтическим чувством пейзажи французских провинций, долины рек и морское побережье, запутанные узкие улочки парижских предместий. Делакруа отметил, что его работы были, «в определенном смысле, брильянтами, которыми глаз наслаждался и очаровывался совершенно независимо от их темы и характера изображенной природы».

Одной из лучших работ Боннингтона этого периода является картина «Марли с террасы Сен-Жермен на Лэи» (1823). Ее краски звучат удивительно спокойно и гармонично. Нежная серебристая гамма тонов передает влажность воздуха, поднимающегося над рекой, плавно текущей в низкой долине под стенами старого монастыря. Фигурки людей, поглощенных созерцанием прекрасного вида, вносят свою лирическую ноту в общее спокойное настроение картины. В картинах «Виды Нормандии» (1823) и «Росни на Сене» (1823) безбрежная глубина пространства, переданная умелым построением планов и виртуозным по легкости мазком, создает ощущение движения воздушной стихии.

В 1826 году Боннингтон предпринимает путешествие по Италии, чтобы осмотреть сокровища живописи самому, запечатлеть ни с чем не сравнимый пейзаж Венеции, «Жемчужина Адриатики» привлекала внимание почти всех величайших пейзажистов XIX века от Тёрнера до К. Моне. Но в работах Боннингтона Венеция получает свое, романтическое истолкование. Картина «Венеция. Колонна св. Марка»* (1828) передает своеобразную воздушную атмосферу, напоенную влагой, пронизанную лучами ласкового солнца, высокое небо и облака, тянущиеся во все стороны до горизонта, сказочную архитектуру собора Сан-Марко и красочные одеяния иноземных купцов и венецианцев, пленившие художника своей экзотикой. Изыскан колорит картины, построенный на оттенках голубовато- и зеленовато-охристых тонов. В нем та же свежесть живописной трактовки, что и в более ранних работах.

Виды Италии, выполненные акварелью или маслом, привезенные из этой поездки, пользовались огромным спросом у современников. Поэтому еще при жизни Боннингтона его картины стали подделывать. Фальшивые «Боннингтоны» до сих пор еще наводняют художественный рынок Запада. Умер Боннингтон в Лондоне совсем молодым, от чахотки, которую он получил во время своего итальянского путешествия. Художник внес во французское искусство замечательную традицию английской пейзажной школы, в английское искусство — живописную свежесть и романтизм своего виденья.

Комментирование закрыто.