« | Главная | »

Е. Е. МОИСЕЕНКО (Род. 1916 г.)

Опубликовал Художник | 20 Ноябрь 2012

Говорят, что художник всегда открывает новое. Его глаз замечает в окружающем нечто такое, что еще сокрыто для современников. Так бывает даже тогда, когда художник обращен не к нашим дням, если им овладели видения прошлого, и из этой дали проступили, стали зримыми помыслы и поступки тех, кто ушел в легенду и песню. Нет, не песенными героями предстают в произведениях художника красные конники. Впечатления детства, связанные с далекими грозовыми годами гражданской войны, запали в душу, и он остался верен своему чувству удивления, восхищения бурным натиском и одержимостью этих мчащихся в вихре всадников Революции. Из этого яркого впечатления детства выросло сильное, необоримое желание рассказать об этих людях, попытаться понять их чувства, их великую, зовущую на подвиг человеческую страсть.


Много лет отдал Евсей Евсеевич Моисеенко созданию цикла «Годы боевые», за который в 1974 году он удостоен Ленинской премии. Картины были написаны не сразу. Их отделяют друг от друга годы работы, годы раздумий о смысле и значении жизни, отданной борьбе за правое дело. Вихревой динамикой отмечено одно первое произведение романтического цикла «Годы боевые»— «Красные пришли» (1961). Художник блестяще справляется с трудной формальной задачей: цветовая композиция, сам характер широкого, подвижного мазка передают движение, создают впечатление порыва, охватившего несущихся всадников.

А спустя несколько лет Моисеенко пишет совсем другую картину — «Товарищи». Герои ее изображены в минуту короткой передышки: не сняв сбруи с коней, стоят они во всей своей кавалерийской амуниции, и каждый задумался, готовый по первому сигналу тревоги принять бой с врагом. Гармония светлых, серебристо-синих и теплых, коричневых тонов создает поэтический настрой картины, в котором есть строгая возвышенность чувств и мужественная сдержанность в их проявлении. Так Моисеенко раскрывает в своих героях сильное чувство товарищества как выражение высокой нравственности их духовного мира.

И вновь, через пять лет картина посвящена красным конникам. Уже не мгновенно переданное движение, как в первой работе, и не тревожное ожидание сигнала, как во второй, а состояние длящегося раздумья, в которое погружены бойцы, отдыхающие на привале, привлекает внимание в композиции «Черешня» (1969). Здесь передача настроения героев становится программной задачей. Лиризм и одухотворенность художественного образа претворяются как свойства живописного «видения» художника, как особая пластическая организация полотна, построенного на драматическом контрасте светлого и темного пятна. Герои Моисеенко самоуглубленны, их внутренняя сосредоточенность лишена внешнего мотива: упрощенно было бы истолковывать ее как «отдых после боя». Художник поэтически возвысил своих героев, он высоко ценит в человеке способность к внутреннему созерцанию, к познанию глубинного смысла совершаемых деяний. Так понятие гражданственности раскрывается у Моисеенко в неразрывной связи с духовной красотой человека.

Моисеенко, интересному художнику нашей современности, принадлежат такие слова: «Идти по чужому следу легко, необременительно и спокойно, но и безрадостно, потому что широкая спина впереди идущего загораживает горизонты». Нет, не в «чью-то спину» глядели глаза мастера. Он открыл новый мир, новые горизонты в широко известной, имеющей свою традицию теме гражданской войны, и потому его полотна стали достоянием духовной жизни нашего времени.

Комментирование закрыто.