« | Главная | »

Творчество Юона в 1910-е годы.

Опубликовал Художник | 27 Январь 2009

В 1910-е годы творчество Юона завоевало прочную популярность у зрителя. Для него наступает период зрелости таланта. Склонный приводить свой художественный мир в стройную систему, Юон выделяет его основные элементы: архитектура, снег, небо, свет, пространство, движение, тело. По его собственным словам, в пейзажах «он стремится передать величаво-монументальное и поэтическое звучание русской природы».
В его образе России нет разделения на город и деревню, современное и прошлое — все удивительно едино и гармонично. Но за этой художественной гармонией стояли внутренние сомнения художника. Юон признавался, что в нем жили как бы два человека, с одной стороны стремящийся навстречу стихийному народному началу, с другой — считавший, что прекрасное доступно лишь избранным натурам. Революция обострила эту внутреннюю борьбу. Несмотря на официальные заявления, отмеченные оптимистическим восприятием происходящих изменений в жизни народа, в душе художника было тревожно. Не случайно в первые революционные годы он обращается в своих натурных зарисовках к своеобразному документальному бытописательству, объективному анализу событий. Но душевного равновесия он обрести уже не смог. Ярким свидетельством того стали две картины, созданные в 1921 году, «Купола и ласточки» и «Новая планета». В одной полный ностальгической грусти взгляд в прошлое, в другой — исполненный катастрофических предчувствий взгляд в будущее. При всем различии пластического и образного языка двух работ: первая — лирический пейзаж, вторая — аллегорическая композиция, трудно отделаться от ощущения их внутреннего родства. Как поразительно похожи угасающие на закате золотые купола на фоне холодеющего горизонта и горящие шары планет в черных безднах космоса.
Впрочем, в очень сложной и компромиссной ситуации, в которой оказался Юон, став советским художником, его спасла высокая культура и верность своим темам. Москва, которая и прежде была неисчерпаемым источником вдохновения для художника, открылась ему своим новым трагически искаженным современной историей лицом, новыми ритмами, героическими буднями. Появляются картины: «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941г.»; «Утро индустриальной Москвы».

Комментирование закрыто.