« | Главная | »

Русские балеты Дягилева

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

Значение «Русских балетов» Дягилева было чрезвычайно велико и не исчерпывалось только воздействием па отдельных исполнителей и целые балетные школы. Весьма ощутимым было влияние «Русских балетов» и на живопись. Участие художников «Мира искусства» в первых «Русских сезонах» подняло роль живописного оформления спектакля. Многие постановки успехом своим были обязаны декоративному оформлению. Художник вносил весомый вклад в спектакль и являлся полноправным сотрудником режиссера и балетмейстера. Участие в антрепризе Дягилева виднейших художников XX века способствовало расширению представлений об их таланте, многим оно принесло признание.

Руководимое Дягилевым предприятие отличалось большой художественной смелостью. Пропаганда русского искусства как основная цель первых «Сезонов» скоро уступает место самостоятельному курсу нового балетного театра. Достаточно перечислить имена композиторов и художников, работавших с Дягилевым, чтобы оцепить новаторский характер постановок: Клод Дебюсси, Рихард Штраус, Морис Равель, Эрик Сати, Отторино Респиги, Мануэль де Фалья, Франсис Пуленк, Жорж Орик, Дариус Мийо, Пабло Пикассо, Анри Дерен, Мари Лорансен, Жорж Брак, Морис Утрилло, Джордже де Кирико.

«Русские балеты» стали неотъемлемой частью культурной жизни Европы. Они оказали влияние и на области, непосредственно не соприкасавшиеся с балетами или их оформлением, — под впечатлением постановок русских балетов Поль Валери создал свою поэму «Душа и танец»; их воздействие на свое творчество отмечали Клодель, Андре Жид, Роден.

Современники и последующие поколения высоко оценили деятельность Дягилева как руководителя «Балетов». В Париже в 1966 году его именем была названа площадь, а Серж Лифарь в статье, посвященной Дягилеву, может быть, несколько преувеличенно писал: «Благодаря ему XX век нашел свою эстетику, свой стиль, и творения музыки, декоративных искусств достигли своего апогея…

Благодаря гению Дягилева, Париж и Запад узнали русские национальные богатства, которые отныне стали открытыми для художественного мира».

Русские балеты нельзя свести к одному направлению — хореографическому, музыкальному, живописному или какому-нибудь иному. Они являют собой целую эпоху — великолепный эксперимент, для осуществления которого самые разные художники, захваченные созданием цельного зрелища, объединились в поисках нового языка.

Бакст был центральной фигурой среди живописцев первого периода дягилевской антрепризы. Впечатление от первых дягилевских спектаклей во многом определялось декорациями Бакста, его принципы живописного оформления были безоговорочно приняты критиками.

Комментирование закрыто.