« | Главная | »

Конфуцианство, даосизм и буддизм в творчестве Го Си

Опубликовал Художник | 3 Февраль 2009

Конфуцианство, даосизм и буддизм в эпоху Сун уже не могли существовать раздельно. На их основе в XI веке в Китае возникает новое учение, которое принято называть неоконфуцианством. Его основой было представление о ли — естественном и всеобщем первопринципе, который управляет и миром природы, и устройством общества. Так же как дао, ли не обладает собственным обликом.

Этот абстрактный принцип является категорией сущности (которая у Го Си называется цзин) и имеет форму своего проявления — ци. Ли определяет внутреннюю суть явления, ци — его материальную форму. Так, у Го Си деятельность великих превращений — цзаохуа — объясняет скрытую от глаз тайну жизни природы, а ци воплощается в конкретных формах гор, камней, деревьев. Чтобы постичь предмет, нужно понять его сущность, его ли. Через постижение ли отдельных предметов можно прийти к постижению всеобщего ли.

Путь познания состоит в постепенном накапливании суммы знаний и, что особенно важно, в слиянии субъекта с объектом. Слияние познающего и познаваемого происходит постольку, поскольку, по учению неоконфуцианства, мир един, человек и природа едины. Важную роль в познании играет интуиция, которая восполняет недостающее в опыте. Интуитивный путь познания возможен потому, что «у человека есть духовное знание его сердца, то есть в самой его природе заложено всеобъемлющее знание».

Комментирование закрыто.