« | Главная | »

Даосизм

Опубликовал Художник | 3 Февраль 2009

Даосизм, так сильно повлиявший на эстетику, возник в VI-V веках до н.э., приблизительно в одно время с конфуцианством. Дао — путь природы, «праотец» всех вещей, невыразимое в слове или знаке, не обладающее конкретной формой, «в хаосе возникающее, прежде неба и земли родившееся». «Человек следует земле, земля следует небу, небо следует дао, а дао следует естественности» (цзыжань). Дао проявляет себя в любом явлении мира людей и вещей, оно — причина их множественности. «Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию». Действие противоположных дуалистических сил инь и ян — темного и светлого, женского и мужского начала, являются причиной перемен, «превращений» (цзаохуа), которые происходят в природе. Наполненность жизненной энергией — ци в сочетании с инъ-ян делают мир гармоничным. В эстетике живописи, в частности в трактате Го Си, не только постоянно встречаются все эти термины, но и показано, как они преломляются в практике живописного творчества, что мы постараемся показать на конкретных примерах.

В формировании взглядов человека сунского времени не обошлось и без буддизма, потому что к XI веку буддизм имел почти тысячелетнюю историю существования в Китае. Доктрина Махаяны — Северной школы буддизма, распространенной в Китае, — не повлияла на пейзажную живопись, однако уже в дотанское время возникает учение школы Чань, гносеологические принципы которого отражались в эстетике, особенно во взглядах на суть творчества и природу постижения объекта. Буддизм Чань — чисто китайское явление, выросшее из даосизма древнего мыслителя Чжуан-цзы и учения буддизма о способах постижения истины. Буддизм Чань противопоставил конфуцианскому образу мышления и способу познания, основами которых были канонические сочинения, — знание непосредственное, непосредственный опыт, основывающийся па интуиции и на изначальном, врожденном знании (шэнчжи).

Утверждение активной от природы роли человеческого сознания, возможностей свободной импровизации, значения внезапного, мгновенного просветления, подобного удару или шоку, — все это своеобразно преломилось в монохромной живописи тушью, в пейзаже и в жанре «цветы и птицы». Однако учение Чань, с его нигилизмом, отрицанием авторитета, канона, с изустной системой обучения, к XI веку само превращается в канон, который был записан. Свободная и раскованная импровизация в живописи обретает устойчивые правила, требующие безупречного владения техникой. По точному замечанию исследователя буддизма Г.С. Померанца, в культуре средневекового Китая бунт против традиции, каковым было учение Чань, «приобретает характер строго упорядоченной традиции».

Комментирование закрыто.