« | Главная | »

Картина св. Матфея

Опубликовал Художник | 3 февраля 2009

Третью алтарную картину Караваджо постигла неудача: она была отвергнута духовенством церкви Сан Луиджи деи Франчези. «Святые отцы ее убрали, заявив, что в фигуре этой нет ни приличия, ни святости, так как сидит св. Матфей, заложив ногу на ногу, выставив свои ноги всем напоказ», — писал Беллори.
Действительно, на алтарном образе был изображен старый бородатый крестьянин, с трудом держащий в неумелых руках перо и книгу, куда он под диктовку ангела пытается записать главные события из жизни Христа. Лишенная нимба голова с высоким лбом, пересеченным морщинами, и крупными чертами липа напоминала голову греческого философа Сократа; натруженные, обнаженные до колен ноги как бы выступают за плоскость холста. По контрасту с его фигурой изящный и манерный ангел напоминал ангела из «Отдыха на пути в Египет».

По стилю и манере передавать натуру, по внешнему виду и позе св. Матфей Караваджо сопоставим с большим подготовительным рисунком и двумя живописными произведениями Якопо Тинторетто: с фреской «Философ», исполненной мастером на стене Библиотеки св. Марка в Венеции в 1571-1572 годах, и с картиной «Св. Иероним». Но если в республиканской Венеции такой тип и облик святого или философа ни в ком не вызывал подозрений в непристойности, то в папском Риме начала XVII века подобное изображение граничило со святотатством.

Отвергнутую картину приобрел для своей коллекции маркиз Джустиниани; Караваджо написал вторую. Это было большое полотно, выполненное в духе болонского академизма: величественная и благообразная фигура старца, к которому слетает красивый ангел — близнец молодого пажа из «Гадалки»; оно и поныне висит на алтарной стене капеллы Контарелли. Как видно, Караваджо пошел в данном случае на компромисс, уступая давлению церковных кругов.

Комментирование закрыто.