« | Главная | »

Понятие детской музыки

Опубликовал Художник | 11 Сентябрь 2009

Иногда ошибочно отождествляются понятия «детской музыки» (то есть музыки, рассчитанной на восприятие детьми, а часто и на их собственное исполнение) и «музыки о детях». А это далеко не одно и то же.

Да и в литературе эти понятия обычно не совпадают. Излишне было бы доказывать, что печальная история детства Неточки Незвановой, рассказанная Достоевским, — не для детей, что его же «Подросток» — не для подростков, а «Малыш» Доде — не для малышей… Но точно также и «Песни об умерших детях» Малера — не для шестиклассников, а сцена с маленькой русалочкой из «Русалки» Даргомыжского — не для дошкольников! Конечно, некоторые произведения «музыки о детях» близки и понятны самим детям — в той мере, как близки и понятны им вообще многие произведения «взрослой» музыки, В детских сердцах обычно находят душевный отклик героика бетховенской «Аппассионаты», высокая поэзия фортепианных миниатюр Шопена и Грига, романтическая сказочность «Полета валькирий» Вагнера, эпическая сила, фантастика и юмор «Картинок с выставки» Мусорсского, весенний разлив чарующих мелодий Рахманинова, жанровость Гайдна и Бартока. Конечно, эту музыку дети воспринимают не так, как взрослые слушатели: в чем-то менее глубоко, в чем-то более непосредственно.

Комментирование закрыто.