« | Главная | »

Интонационное явление

Опубликовал Художник | 11 Сентябрь 2009

Нам кажется, далее, что заметно уменьшилось значение legato, как явления интонационного (о котором прекрасно писал Г. Г. Нейгауз). Во многих темах мало мелодического развития, тяготения к кульминации, к какой-то особой слитности звуков, вокально-речевой их выразительности.

Это естественно, поскольку сейчас на авансцену вышел ударный пианизм. Отсутствием стремления к «разливанной кантилене» (по словам Метнера), к сочности голоса фортепиано объясняется и замена в некоторых произведениях одновременного охвата разных регистров последовательным.

Интересный пример такого рода представляют собой «Картины» Бабаджаняна, особенно «Сасунский танец», где господствуют двухзвучные сочетания, а аккорды появляются как редкое исключение. Однако автор с большим успехом достиг необычной красочности и таким способом. Любопытно, что, по сути дача, в большей части пьесы преобладает одноголосие, аккомпанемента нет. Можно говорить в этом случае лишь о скрытой полифонии. Но благодаря тому, что мелодия развертывается все время большими скачками, она захватывает широкую регистровую сферу и создает «многоцветность», яркость звучания.

Комментирование закрыто.