« | Главная | »

Контраст в экспозиции и репризе

Опубликовал Художник | 3 сентября 2009

Яркий, театрально-декоративный эпизод в фа миноре, напоминающий озорной отвагой «Веселый марш», заменяет собой разработку и резко контрастирует экспозиции и репризе. В то же время, благодаря сохранению элементов начального остинатного ритма, он не нарушает границ пьесы — «миниатюры». Следует особенно обратить внимание на перекличку в партиях правой и левой рук одних и тех же веселых «восклицаний».

Удивительно свежо по контрасту с экспозицией звучат обе темы в репризе: главная — в одноименном мажоре, побочная же в параллельном ему фа-диез миноре. Дальнейшее сцепление этих тональностей оставляет впечатление утонченных тональных напластований, кода «Музыкального момента» кажется исчезающей в прозрачной дымке, настроении ласковой радости и нежной грусти — одновременно. Наряду с затихающим staccato в левой руке очень важное значение приобретает здесь мягкое погружение в клавиатуру половинных аккордов (напомним, что такие выдержанные половинными длительностями созвучия уже дважды встречались до этого, перед обоими повторениями главной темы).

Советские писатели, художники, композиторы создали множество превосходных произведений, адресованных детям, но по своему художественному совершенству представляющих огромный интерес и для взрослых читателей, зрителей, слушателей. К лучшим образцам этого рода, безусловно, может быть отнесен «Альбом пьес для детей» Георгия Свиридова. Сборник этот не только может принести большую пользу в процессе обучения юных пианистов, но и подобно, скажем, повестям и рассказам А. Гайдара или стихам С. Маршака, подобно рисункам В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина имеет огромное значение для эстетического воспитания подрастающего поколения, восприятия им подлинно прекрасных произведений искусства. А ведь именно в этом — одна из важнейших задач в области развития музыкальной культуры.

Комментирование закрыто.