« | Главная | »

С. ВАН РЕЙСДАЛЬ (1601—1670)

Опубликовал Художник | 23 Ноябрь 2012

В XVII веке происходит окончательное. разделение голландской живописи на жанры. Все, что было накоплено искусством XV и XVI веков — любовь к природе, интерес к окружающему миру и человеку, — способствовало быстрому обособлению натюрморта, пейзажного, портретного и бытового жанров. Произведения изобразительного искусства стали пользоваться огромным спросом. Появилось невиданное число художников, среди которых было много талантливых и значительных живописцев. Нарождающийся класс буржуазии хотел находить в искусстве отражение своего быта, повседневной жизни своей страны.


Имя Саломона ван Рейсдаля можно поставить рядом с Эсайясом ван де Вельде, Питером де Молейном, Яном ван Гойеном — лучшими пейзажистами первой половины XVII века — времени, когда складываются реалистические основы пейзажного жанра. С. ван Рейсдаль родился в Гарлеме в одной из художественных семей, которыми была столь богата Голландия XVII века. Фамилия этой семьи происходит от названия старинного родового замка в Нардене в северной Голландии. Он прожил свою жизнь в достатке, был известным гражданином города Гарлема и одним из основателей гарлемской гильдии художников (1623). Правда, некоторые его биографы и современники утверждали, что он добился денег не искусством, а производством поддельного мрамора самых разных цветов и оттенков. Возможно, оно и давало большой доход художнику, но славу ему принесли его пейзажи.

Искусство Саломона Рейсдаля и Яна ван Гойена формировалось в художественной среде Гарлема. Их произведения очень близки друг другу по технике и по композиции, однако есть и существенное различие между ними. Если Гойен одним из первых в европейском искусстве стал писать пейзажи с натуры, то Рейс- даль создавал свои шедевры в мастерской по памяти, по воображению. Картины Гойена производят впечатление случайных сцен, зафиксированных внимательным взглядом мастера, в них царит свойственное живой природе движение.

У Саломона ван Рейсдаля мы видим совершенно иное. Художник тщательно компонует свои картины, обдумывает каждую деталь. В его пейзажах все уравновешено, целесообразно, проникнуто духом рационализма. В них нет никаких случайностей, и все находится на своих местах. Рейсдалевская природа обычно спокойна и гармонична, а люди, занятые повседневным трудом, своей безмятежностью подчеркивают эту гармонию.

Творчество Рейсдаля проникнуто духом классической построенности. Эта традиция идет от Клода Лоррена и голландских итальянистов (художников, побывавших в Италии и подражавших итальянскому искусству), влияние которых явно ощущается в полотнах Рейсдаля. Но, в отличие от итальянизирующих произведений, в которых господствует «холодный разум», картины Рейсдаля сочетают в себе тонкий и умный замысел с эмоциональностью, свойственной всем голландским пейзажистам. За этим кроется не простое наслаждение идеальной природой, а любовь к родной земле.

Из всех пейзажных тем Рейсдаль отдает предпочтение изображению постоялых дворов и речных переправ. Он подробно описывает здание деревенской гостиницы с типично голландской островерхой крышей и местами обвалившейся штукатуркой («Постоялый двор»*). Вокруг столпились люди. Это приезжие или отъезжающие, хозяева, слуги. Картина полной безмятежности и умиротворенности дополнена изображением домашней живности пасущейся неподалеку. Перед нами возникает идиллическая сцена незамысловатой деревенской жизни. Совершенно независимо от этого воспринимается природа, огромные деревья с корявыми стволами, бескрайнее небо. На фоне величественной природы маленькие фигурки людей и животных кажутся совсем мелкими (интересно, что фигуры в пейзажах часто писал Эван де Вельде).

В своих произведениях Рейсдаль любит использовать диагональную композицию, в основе которой дорога или река, уходящие к открытому горизонту и сливающиеся с небом. Цветовую композицию картины Рейсдаль обычно строит на контрастах светлых и темных пятен, учитывая при этом соотношение ближних и дальних планов, вертикальных и горизонтальных направлений. Он употребляет традиционные для пейзажа голубые, серые, зеленые и коричневые цвета. Иногда у художника появляются элементы пленэра: Рейсдаль пытается передать солнечный свет и реальную атмосферу.

Для большинства голландских пейзажистов, в том числе и для Рейсдаля, характерен индивидуальный подход к природе, осмысление ее через свое собственное «я». Каждый художник по-своему оценивает достоинства своей родной земли и выбирает изобразительные мотивы по своему вкусу. Но все художники приходят в конце концов к одному результату — они прививают зрителю любовь к своей родине. Именно это чувство позволило голландским пейзажистам воспеть тихие уголки своей страны и создать подлинный «портрет Голландии».

Комментирование закрыто.