« М. А. ВРУБЕЛЬ (1856—1910) | Главная | А. А. УТКИН (1891-1965) »
А. КАНО (601 — 1667)
Опубликовал Художник | 17 ноября 2012
Алонсо Кано иногда называют «испанским Микеланджело». Подобно великому итальянцу, он был одновременно и живописцем, и скульптором, и архитектором. Для Испании XVII века это было явлением уникальным: в художественной среде существовала своего рода цеховая иерархия, нарушить которую было почти невозможно. Творчество Кано, прославленное современниками и незаслуженно отодвинутое в тень в последующие эпохи, убедительно свидетельствует, что этот художник с равным блеском проявил себя во всех областях искусства, которыми он занимался.
Кано родился в Гранаде в семье архитектора Мигеля Кано. Когда мальчику исполнилось 14 лет, семья перебралась в Севилью, бывшую в то время крупным художественным центром Испании. Здесь работали такие мастера, как Ф. Эррера — один из основоположников испанского реализма, Ф. Пачеко — автор теоретического трактата «Искусство живописи», X. Мартинес Монтаньес— великий скульптор, глава севильской скульптурной школы. В мастерской Пачеко учились в то время Веласкес и Сурбараи.
В эту же мастерскую поступил учиться и молодой Кано. Общение с Веласкесом, несомненно, наложило отпечаток на формирование его как художника.

Одновременно с живописью Кано начинает увлекаться скульптурой. Учителем его в этой области был Монтаньес. Его искусство, полное лирической силы, чуждое мистической экзальтации (хотя все его скульптуры предназначены для церквей и имеют религиозное содержание), привлекало молодого художника тонким пониманием пластики человеческой} тела. Монтаньес следовал народной традиции, идущей еще от времен средневековья: он резал свои произведения из дерева и затем покрывал их росписью. В таком же духе стал делать свои скульптуры и Кано. Впрочем, влияние Монтаньеса заметно и в живописных работах Кано, особенно раннего периода. В них чувствуется явное стремление к скульптурной трактовке формы, резкая светотень подчеркивает объемы, драпировки ложатся тяжелыми, обобщенными складками.
Более того, фигура в картине «Св. Бруно» прямо повторяет известную скульптуру Монтаньеса. В 1637 году Кано был вызван в Мадрид герцогом Оливаресом (возможно, не без влияния Веласкеса). В Мадриде художник попадает в совершенно другую среду, чем в Севилье. Он становится учителем рисования инфанта Бальтазара Карлоса, много работает для королевского двора, единственные картины не на религиозный сюжет сделаны им как раз в этот период. Работа над реставрацией картин, пострадавших от пожара дворца Буэн Ретиро, дала Кано возможность близко познакомиться с техникой Тициана, Тинторетто, Веронезе.
Его собственная техника становится более свободной, палитра — более красочной. К этому времени относятся такие живописные шедевры, как «Мадонна» для церкви в Виторин, «Распятие» в Прадо. Но наиболее крупной работой художника был алтарь (ретабло) для церкви Магдалины в Хетафе близ Мадрида. Этот алтарь исполнен Кано целиком: ему принадлежат и архитектурный проект, и живопись, и скульптурные украшения
В 1652 году Кано возвращается в Гранаду, чтобы не покидать ее до самой смерти. Его многогранный талант раскрылся в это время со всей полнотой. Среди многочисленных работ этого периода особенно замечательны работы Кано в гранадском соборе, например, «Мадонна» (1660, фрагмент*).
Собор был построен еще в XVI веке, но в течение следующих ста лет непрерывно достраивался и украшался. Испанская живопись XVI—XVII веков не знала фрески: роль фрески как декорации интерьера должны были исполнять серии больших картин. Такой своеобразной задаче был подчинен цикл Кано «Семь радостей Марии» (1652—1664). Сцены из жизни Марии были помещены на стенах Большой капеллы собора в архитектурном обрамлении, и перспектива картин как бы продолжала реальную перспективу здания. Раскрашенные скульптуры составляли цветовую гармонию с живописью. Ансамбль воспринимается как единое целое и создает впечатление строгой торжественности.
Но Кано не просто декоратор. Образы, созданные им в живописи1 и скульптуре, полны глубокой одухотворенности и какой-то особой сдержанной прелести. Искусство Кано изысканно, не будучи манерным; художник обладает точным чувством меры, помогающим избежать как сухости, так и слащавости.
Те же черты характерны для главного произведения Кано как архитектора — проекта фасада собора в Гранаде (строительство прервалось со смертью Кано, и проект был осуществлен лишь в XVIII веке). Кано избирает для фасада форму триумфальной арки, расчлененной пилястрами. Ясность членений, чистота пропорций, строгая логика построения фасада позволяют считать собор в Гранаде одним из выдающихся памятников испанской архитектуры.
Комментирование закрыто.
