« М. МАРИНИ (Род. 1901 г.) | Главная | X. РЁБЕРН (1756-1823) »
О. КОКОШКА (Род. 1886 г.)
Опубликовал Художник | 15 ноября 2012
В истории антифашистской борьбы есть одна яркая, но пока еще не очень известная страница — деятельность немецких художников в эмиграции.
С легкой руки популярных романистов возник некий шаблон образа эмигранта — художника- изгнанника, тоскующего по родине, находящегося в глубоком творческом кризисе, потому что он оторван от родной почвы. Но достаточно вспомнить деятельность Бертольда Брехта, Людвига Ренна, Эрнста Буша, Джона Хартфильда и многих и многих других, чтобы это расхожее представление тут же развеялось. Наоборот, для художников-антифашистов изгнание послужило стимулом к борьбе, заставило отточить оружие их искусства. В этом отношении особенно показателен пример Кокошки, в котором именно эмиграция пробудила темперамент политического борца.
Оскар Кокошка родился в Австрии, но его творческая жизнь больше была связана с Германией. Кокошка был одним из ведущих представителей экспрессионизма, участником берлинской группы «Штурм», («Портрет доктора Фореля»*, 1910). В 20-е годы занял кафедру профессора в Дрезденской Академии художеств. Далекий от политики, он выражал в своих картинах и литературных произведениях настроения тоски, смятения, мистического страха.
В момент прихода Гитлера к власти Кокошка находился вне Германии; пути возвращения туда были для него отрезаны: фашисты объявили его искусство «дегенеративным» и «чуждым немецкому духу».
С первых же месяцев господства фашизма Кокошка начинает деятельность протеста. Он публикует открытые письма и заявления, в которых встает на защиту Макса Либермана, подвергавшегося преследованиям, резко осуждает исключение из Прусской Академии художеств Генриха Манна и Кэте Кольвиц.
В 1934 году он находит убежище в Праге, где к этому времени собралась довольно большая группа немецких коммунистов, в том числе редакция «АИЦ» — «Рабочей иллюстрированной газеты». Номера «АИЦ» с фотомонтажами Хартфильда, выставки антифашистской карикатуры вызывали горячий отклик во всем мире.
Кокошка включился в эту кипучую и многообразную деятельность. Недавний сторонник «чистого искусства», он пишет в одной из своих статей: «Политические тираны преследуют художников, потому что теперь стало ясно, что искусство имеет социальную функцию. Рухнула либерально-романтическая легенда о «башне из слоновой кости».
В «Союз Оскара Кокошки», основанный в 1937 году, вошли такие художники, как Джон Хартфильд, Тео Бальден, Иоганнес Вюстен. Целью союза было объединение всех художников-антифашистов в борьбе за пропаганду и развитие прогрессивного немецкого искусства. Совместно с чехословацкими художниками членам «Союза Кокошки» удалось многое сделать для поддержки активных антифашистских сил. Кокошка вел в Праге не только организаторскую и публицистическую деятельность — он много работал и как художник. Его картины тех лет — страстный отклик на события времени: на расстрелы рабочих в Вене, на уничтожение испанского города Герники. Всему миру стал известен его плакат с портретом Долорес Ибаррури.
После вступления фашистских войск в Чехословакию Кокошка бежит в Лондон. Здесь, испытав в полной мере лишения эмигрантского существования, он тем не менее не прекращает своей борьбы за объединение антифашистских сил.
Совместно с Людвигом Рейном и другими он принял активное участие в создании «Свободного немецкого культурного союза», выступал с докладами, разоблачая политику бездействия и невмешательства. В знак уважения к Советскому Союзу как главной силе в борьбе с фашизмом он написал портрет посла СССР в Лондоне И. И. Майского и полученный гонорар отдал для организации госпиталя в Сталинграде. Бесспорно, в годы эмиграции Кокошка достиг вершины своего творчества. В эти годы субъективность его ранних произведений сменилась общественным пафосом, страстным обращением к людям. Произведения военных лет — это политические аллегории, в которых широкое обобщение сочетается с глубоко личным чувством художника — с его болью, возмущением, гневом. Лучшая из этих аллегорий — «Красное яичко» (1940—1941) — посвящена Мюнхенскому соглашению.
На фоне охваченной пожаром Праги изображены Гитлер и Муссолини, собирающиеся сожрать яйцо, символизирующее Чехословакию. Тут же рядом английский лев и символизирующая Францию кошка с неменьшим вожделением поглядывают на стол. Все четыре персонажа вполне солидарны в своих чувствах, хотя и лев и кошка оглядываются на фашистских «вождей» с некоторой опаской. Символика этой картины предельно проста, почти лубочна, так что смысл аллегории, разоблачающей политику невмешательства, вполне ясен. «Кокошка проявил здесь политическую дальновидность, которой в то время обладали лишь очень немногие буржуазные художники», — пишет о нем современный исследователь.
Другая аллегория «За что мы боремся» (1943) более сложна и многозначна — Кокошка разоблачает в ней не только немецкий фашизм, но и политику империализма в целом. В сложную композицию включены портреты политических деятелей, фантастические машины, перемалывающие кости, и т. д., а также написанные с удивительной экспрессией фигуры жертв войны и фашизма. Политические аллегории Кокошки — не просто отклик на злобу дня: они имеют общечеловеческий смысл, в них художник стремится вскрыть причину событий, показать самую их суть. Характерно, что после войны Кокошка резко отходит от политики. Его творчество снова ушло в мир субъективных переживаний, и страстные призывы к борьбе сменились своего рода «невмешательством», против которого он так яростно восставал в прошлом.
Комментирование закрыто.

