« Филателистические темы | Главная | Поль Гоген »
Про почтовые марки
Опубликовал Художник | 31 марта 2020
Попытаться рассказать обо всем, что суммировано в скупых строках Указов, одному человеку не под силу. Это дело многих людей и многих десятилетий. Задача блога — по мере сил и возможностей познакомить с несколькими из множества страниц биографии нашего края и народа.
Пассажиры — мысли. На чем пускаться в путь? «А слона послать нельзя?» Главное: быстро и точно!
Сколько лет почте? Самый точный ответ на этот вопрос: неизвестно! Дошедшие до нас из глубины веков факты свидетельствуют, что несколько тысяч лет назад «перемещение мыслей людей» уже было в обиходе. Способы этого перемещения на протяжении тысячелетий прошли гигантский путь: от папируса и глиняных табличек до всем нам знакомых открыток и конвертов. Настоящей революцией в почтовом деле стало рождение в 1840 году столь привычной нам сегодня почтовой марки. О роли этого небольшого бумажного квадратика в самых различных областях нашей жизни можно говорить очень много, но поскольку главный герой нашего рассказа — почтовая марка, мы думаем, что было бы справедливо заглянуть хоть на несколько минут туда, где она «работает».
В светлом высоком зале двенадцатого отделения связи, расположенного на пересечении проспекта Ленина и улицы 28 Июня, стоит ровный приглушенный гул голосов. Люди входят и выходят, выстраиваются в быструю очередь к деревянным барьерчикам, присаживаются у широких столов. Главный зал напоминает вокзал или скорее даже зал современного аэропорта. Сходство здесь не только внешнее. Если в путь по железной дороге и на самолете пускаются люди, то отсюда отправляются в путешествие человеческие мысли. И это не просто сравнение. Если говорить на языке экономики, почта занимается именно перемещением мыслей людей. И путешествуют мысли, как люди. Хочешь недорого проехать — бери общее место. Так «поступают» открытки.
Заказные письма посолиднее, им положена «плацкарта». А ценные, те и вовсе в «мягком»… Это, конечно, шутка — все письма едут в обыкновенных почтовых вагонах и летят на самолетах. Разница в стоимости, которая определяется видом почтового отправления. А таких видов семь: открытое, простое, заказное и ценное письма, бандероль, посылка и денежный перевод. К слову сказать, почта принимает переводы на любую сумму, начиная с копейки.
Ровно гудит зал — за день здесь бывает до десяти тысяч человек. Чем не вокзал? А в это время на всех этажах кипит напряженная работа. За день прибывает в Кишинев и отправляется из города во все концы страны около ста тысяч писем, двух тысяч посылок, пяти тысяч телеграмм. Всю эту массу корреспонденции нужно обработать и вовремя отправить адресатам. Этим занимаются операторы и почтальоны, организаторы доставки и инженеры и, наконец, современные «ямщики» на голубых легковушках с зигзагом молнии на дверцах.
Письмо начинает свой путь либо в одном из нескольких сот почтовых ящиков, развешанных на городских улицах, либо попадая прямо в руки операторов. Весь остальной путь невидим отправителю. А дальше происходит следующее.
«Грубая», или первичная, сортировка по видам и направлениям, затем детальная сортировка, штемпелевальная машина, потом упаковка, конвейер, кузов автомашины и, наконец, вокзал или аэропорт. И все это в течение нескольких часов — иначе нельзя.
Почта принимает посылки практически с любым содержимым: детские велосипеды и очки, выварки и книги, приборы и ведра… Бывает содержимое и похлеще: в крепко сколоченных фанерных ящиках едут в научно-исследовательские институты и зоопарки… гадюки и ужи. Недоверчивый читатель может спросить: «А слона послать нельзя?» Шутки шутками, но трудно сразу представить, сколько возможностей дает каждому из нас почта для самых разных дел.
Сортировать огромный поток корреспонденции сегодня помогают машины, умеющие читать адрес, зашифрованный в почтовом индексе.
Письма и открытки недавно получили новые «проездные билеты»—если прежде стоимость обыкновенного и авиаписем была разной, то теперь марка одна; письмо или открытка будут доставлены в пункт назначения наиболее удобным видом транспорта. Универсальность этого нововведения можно показать на таком примере: если при прежних тарифах вы отправили бы письмо из Кишинева в Страшены авиапочтой, оно бы все равно ехало к адресату на автобусе. А простое письмо во Владивосток добиралось бы добрую неделю поездом.
Теперь же оно, это наше с вами письмо, отправляется в пункт назначения тем видом транспорта, который наиболее удобен и быстр. И в тот же Владивосток оно улетит самолетом, хотя на марке или конверте нет обязательного еще недавно обозначения «авиапочта». Каждый человек, независимо от возраста и занятий, одновременно и корреспондент, и адресат. Все мы пишем письма. И можем писать их спокойно — они будут доставлены вовремя.
Комментирование закрыто.