« | Главная | »

Западничество Мира искусства

Опубликовал Художник | 4 Февраль 2009

«Западничество» «Мира искусства», проявившееся в самом начале деятельности общества, — необходимая часть его программы по ознакомлению русской публики с европейским искусством и участия русских художников в культурной жизни Европы. Вс. Дмитриев прав, рассматривая это явление как продолжение традиций, присущих русскому искусству: «Мир искусства» — это отнюдь не было, как хочется думать некоторым слишком страстным его противникам, только странным и недолгим капризом русской художественной истории…

Напротив, тенденции, заложенные в «Мире искусства», кажутся извечно присущими русскому искусству. На протяжении нашей истории мы видим повсюду западнические устремления и самобытные прозрения, тесно переплетенные между собой, даже сросшиеся. В последний, ближайший к нам по времени раз в «Мире искусства» эта извечная черта русского творчества проявилась с чрезвычайной силой. «Всеприятие» отечественного художественного вкуса поражало на выставках «Мира искусства».

Издание своего журнала, к которому члены кружка приступили в 1898 году, — логическое продолжение их пропагандистской и культурной деятельности. Журнал искусства, литературы и художественной промышленности — такая направленность роднила «Мир искусства» с многочисленными европейскими изданиями, ставящими целью популяризацию новейших тенденций в искусстве. Созданный по их образцу и подобию, «Мир искусства» стал первым русским журналом такого рода.

Планы издателей были чрезвычайно обширны. Александр Бенуа излагал их так: «Самая широкая программа, но без малейшего компромисса. Не гнушаться старого и хотя бы вчерашнего, но быть беспощадным ко всякой сорной траве, хотя бы модной и уже приобретшей почет и могущей доставить журналу шумный внешний успех. В художественной промышленности избегать вычурного, дикого, болезненного и нарочитого, но проводить в жизнь, подобно Моррису, принцип спокойной целесообразности».

Деятельность журнала и объединения «Мир искусства» по своей многогранности перерастает рамки чисто художественного направления, и поэтому ее можно и нужно рассматривать как явление общекультурное. Расширение связей с художественной жизнью Европы, пропаганда нового искусства, русского и зарубежного, изучение памятников старины — переоценить все это трудно. Обновляющая роль «Мира искусства» велика, но и сопротивление противников было не меньшим. В повышенном внимании к художественному качеству произведения, в требовании высокого профессионализма усматривались лозунги «искусства для искусства».

Прозвище декадентов долгое время прочно удерживалось за петербургской группой, упреки в космополитизме делались во все времена. Далеко не всегда учитывались подлинные намерения самих «мирискусников», сложное время их выступления и краткость того периода; когда они были истинным культурным авангардом. «Выступления группы «Мир искусства» шли, прежде всего, под лозунгом борьбы против всякого сорта… провинциальной ограниченности — за высокую художественную культуру, как за то, без чего не может существовать искусство как идейная ценность», — так характеризовал деятельность общества Б. В. Асафьев.

Комментирование закрыто.