« | Главная | »

Учителя Го Си

Опубликовал Художник | 3 Февраль 2009

Учителям Го Си — выдающимся мастерам X века — принадлежала честь превращения пейзажа в ведущий жанр живописи китайского средневековья. Ли Чэн (Ин-цю), Гуань Тун, Фань Куань, уподобленные Го Жо-сюем, историком и критиком живописи XI века, «треножнику», образуют одну школу пейзажа. Ее основоположником был Цзин Хао (900-960). Их имена названы в трактате Го Си.

«Великие люди и ученые не ограничиваются одной школой, а непременно совмещают, сравнивают, широко обсуждают, тщательно изучают (все существующее), чтобы создать свою собственную школу, и только тогда достигают нужного. Нынешние ученые из Ци и Лу копируют лишь Ин-цю, а ученые из Гу-ань и Шань — только Фань Куаня. Обучение у одного-единственного похоже на топтание на месте… С древности следование одной школе было пороком… Учившимся у Фань Куаня не хватает изящества и привлекательности Ли Чэна; учившиеся у Ван Вэя не владеют контурной манерой Гуань Туна…».

В этих словах Го Си приятие всего достойного в творчестве предшественников сочетается со стремлением создать свою школу, свой стиль, не «топтаться на месте», а, активно усвоив опыт учителей, с благодарностью восприняв их заветы, открыть новые «секреты красоты» мира. «С древности повелось, что человеческие глаза и уши радовались новому и отвергали старое», — читаем у Го Си. Необходимость изучения всех школ и направлений, образованность и опыт, то есть умение сравнивать разные манеры, оценивать их, «распределять по категориям», как выражались художественные критики, современники Го Си, — первое требование, которое он предъявляет к художникам.

Каждый из крупных мастеров имел своих учеников, повторявших, улучшавших, интерпретировавших манеру своего учителя. Называя одного художника, средневековые китайские авторы имеют в виду целую плеяду подобных. В истории живописи им отводилась роль исполнителей; порой блестящих, оставивших свои имена и картины потомкам, но все же исполнителей, которые беспрестанно совершенствовали сюжет, образ, художественный прием, попадали в различные сочинения о живописи в разряд нэн — одаренных, но не могли превзойти своих учителей.

Комментирование закрыто.