« | Главная | »

Мастерство Го Си

Опубликовал Художник | 3 февраля 2009

Мастерство Го Си не только в совершенстве композиции этого свитка, но и в прекрасном владении «кистью и тушью», в самой технике живописи, которой он придавал большое значение. Для него не существует трудностей, художник реализует здесь на практике все приемы «кисти и туши», о которых упоминает в трактате: контурные линии для изображения построек, «морщины и складки» — для передачи форм камней и стволов; точки, нанесенные острием кисти, — для обозначения фигур и веток; длинные линии берега написаны боковой стороной тонкой кисточки. Здесь и сочная густая тушь, положенная несколькими слоями; и жидкая, прозрачная, наложенная вращательными движениями кисти; и тушь, сильно размытая водой, создающая эффекты тумана и покрывающая большую часть свитка. Интересно, что Го Си одинаково владеет двумя главными манерами, определенными в теории живописи уже в IX веке: ми — «прилежной», детальной, каллиграфичной и шу — свободной, тональной. Линейность первого плана сочетается с тональными размывами дали, так что создается своеобразный эффект воздушной перспективы, которую применяли уже Дун Юань и Цзюй-жань и которая стала важным способом передачи глубины пространства в XII-XIV веках.

Если говорить о сюжетной, смысловой стороне свитка, то он являет собою картину сосредоточенности медитации. Не случайно в трактате вспоминается притча Чжуан-цзы об истинном мастере, который перед началом работы снял с себя платье и сел, скрестив ноги, то есть сел в позу сосредоточения. Знаки даосизма — во всех деталях свитка. Образ сухого дерева также является символом истинного мастера и символом медитации, состояния внутренней опустошенности, то есть освобождения от суетных привычек и забот, подобного пустоте сердцевины высохшего дерева. Старое, с искривленным стволом и сучьями дерево, ставшее после Го Си постоянным изобразительным мотивом, иллюстрирует притчу Чжуан-цзы о пользе бесполезного. Такое дерево ни па что не пригодно, из него нельзя сделать лук или флейту, нельзя даже распилить на доски, потому его не срубают; то есть с точки зрения обыденного смысла оно бесполезно. Но в тени дерева можно отдохнуть, и в этом ого польза.

Комментирование закрыто.