« | Главная | »

МИР ЖИВОПИСИ

Опубликовал Художник | 3 февраля 2009

И поскольку истинная и конечная цель хорошего живописца есть воспроизведение творений природы, и достойная похвалы картина есть не что иное, как осуществление верного замысла, то есть достижение полного сходства с наилучшими творениями природы, то и следует из этого, что тот, кто действительно умеет вдохнуть жизнь в краски, добиваясь осуществления желанного намерения, тот и должен пожинать плоды наивысшей славы; однако с появлением Микеланджело да Караваджо миру явилось единственное в своем роде чудовище натурализма.

Побуждаемый инстинктивной тягой к природе, к воспроизведению правды, он шел от изображения цветов и плодов, предметов менее совершенных к более утонченным, затем от отвлеченностей к портретам и, наконец, к фигурам, а порой и к сюжетам, достигая при этом такой достоверности, силы и выпуклости, что зачастую натура, хотя он и не мог с ней сравняться и ее победить, ввергая столь великолепным обманом в замешательство зрителя, тешила человека и увлекала его. Многие почитали Караваджо превосходнейшим мастером.
Но, что бы кому ни нравилось, следует сказать все до конца, ибо из неверной посылки можно сделать только ложное заключение. При наличии выдающегося таланта ему удавалось воспроизводить правду в творениях поистине необыкновенных и в своем роде единственных и придавать им силу и выпуклость не меньшую, а большую, нежели у других; но коль скоро отсутствовала необходимая основа – хороший рисунок, то в итоге им недоставало фантазии, они как бы оголены, лишены прекрасной идеи, изящества, блеска, архитектуры перспективы и прочих требуемых качеств, сумма которых и придает вес и достоинство подлинно выдающимся великим мастерам. Он же почти всех этих качеств лишен и по сравнению с вышеупомянутыми корифеями живописи должен почитаться менее выдающимся и не столь совершенным.
И если Федериго Бароччи по рисунку, декору и прекрасной грации превзошел в своих работах талант Микеланджело да Караваджо и других подобных ему редкостных подражателей природы, то они, зато, достигли в своих живописных работах большей рельефности и правдивости. Основная часть работ самого Микеланджело, главы натуралистов, доступная для общего обозрения, находится в Риме, и среди них лучшие произведения его искусной кисти; так, превосходнейшую картину его можно видеть в церкви Сан Луиджи французской нации, в последней капелле от входа, что по левую руку, где прямо св. Матфей с ангелом, а на левой стене житие того же святого, призываемого Христом к апостольству; работа эта, поистине одна из самых сочных, выпуклых и достоверных, обнаруживает искусство живописца в воспроизведении одной только правды, но поскольку находится она в таком месте, где почти нет света, то, к великому сожалению знатоков и самого автора, рассмотреть ее как следует невозможно. Роспись верхней части сделана кавалером Чезаре д’Арпино, работавшим в общепринятой манере, далекой от правды и противоположной манере Караваджо. А потому она вялая и по сравнению с караваджевской несовершенная. Живопись д’Арпино — всего лишь точное воспроизведение природы, таланту же Микеланджело свойственно ощущение пропорций, и в этом случае он добился эффекта поистине необыкновенного, а если бы он глубже и тщательнее изучил рисунок, ему без труда удалось бы показать в более совершенной степени самую истинную и прекрасную натуральность. И в то же время по сравнению с произведениями других живописцев его картины достойны всяческих похвал; при всем их своеобразии качество их превосходно. Впрочем, живописью д’Арпино тоже пренебрегать не следует.
Столь же превосходными качествами отличается и работа Микеланджело да Караваджо в Кьеза Нуова, где изображен усопший Христос перед погребением, несомненно лучшая из всех доступных общему обозрению.
В церкви Сант Агостино, в первой капелле, по левую руку от входа, висит образ, где справа изображена стоящая со святым младенцем на руках Присноблаженная дева, а слева коленопреклоненные паломник и старая женщина; глядя на них, нельзя не почувствовать, сколь глубока их вера, сколь чистосердечна их молитва; в картине этой много грации и благочестия, но нет надлежащего декора, ибо только великим мастерам дано сочетать все.
В церкви Мадонны дель Пополо, в капелле по правую руку от главной, с обеих сторон находится по картине, на одной из которых «Распятие св. Петра», а на другой — «Обращение Савла»; посредине же работа Аннибале Карраччи.
В галереях тоже можно увидеть картины глубочайшей правдивости, в частности — в палаццо Боргезе выставлено полотно довольно больших размеров, изображающее Христа за столом с двумя паломниками, а также обнаженный св. Иоанн Креститель и еще одна картина, не уступающая остальным правдивостью в каждой ее части; а в галерее Людовизи находится картина со св. Фомой, касающимся перстом раны Христовой, и другие картины с поясными фигурами, весьма рельефными, как живыми. У светлейшего Антонио Барберини можно, кроме того, увидеть картину с поясными фигурами игроков в карты, чудесно изображенных с натуры: замысел этот, весьма соответствующий духу художника, вследствие этого выполнен с редкостным совершенством; а на вилле Памфили, что за воротами Сан Панкрацио, есть картина с цыганкой, гадающей молодому человеку, и еще одна картина с фигурой Магдалины во весь рост (в натуральную величину), и еще одна с поясными фигурами; а в галерее его преподобия Пио есть еще несколько небольших картин, в частности обнаженный св. Иоанн Креститель, тело которого выглядит совершенно как живое; есть также у князя Джустиниани «Амурчик» — быть может, самая ценная из живописных работ Микеланджело, принадлежащих частным лицам. Несколько лет тому назад видел я также в покоях сиятельнейшего великого герцога Тосканского картину, написанную со свойственной Караваджо натуралистичностью; на ней изображены поясные фигуры — цирюльник, который удаляет зуб крестьянину. Если бы картина была в лучшей сохранности, а не потемнела и не была бы так испорчена, она почиталась бы одной из достойнейших работ, им выполненных.
Постоянно доступна обозрению в замечательной галерее светлейшего герцога Моденского картина со св. Августином, где он изображен в виде поясной фигуры естественных размеров с пером в руке. Облик его полон вдохновения и живописи и написан с правдивостью, поистине необычайной и редкостной, как и другая поясная фигура тех же размеров, изображающая обнаженного св. Себастьяна, где художник помимо обычной мощи и рельефности продемонстрировал такую тонкость и декор, каких ни одна из других живописных работ его не обнаруживает.
Подчеркнутая натуралистичность присуща, несомненно, работам многих живописцев; не уступает им и Микеланджело да Караваджо в правдивейшем воспроизведении природы. Тем не менее, если мы взглянем на фигуру Магдалины в галерее князя Памфилио и сравним ее с Магдалиной, изображенной на картине Корреджо «Оплакивание», то обнаружим в Магдалине Корреджо, помимо прекрасной правдивости, приличествующую ей скорбь, тогда как у Караваджо правдивость Магдалины выражена лишь поверхностно, и так как он не оживил ее, то и лишилась она одухотворенности, грации и надлежащей выразительности, а посему получилась безжизненной.

ФРАНЧЕСКО СКАНЕЛЛИ

Комментирование закрыто.